obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Битва за Арктику

Северный Полюс
03/08/2007 http://severr.livejournal.com/254192.html
Премьер-министр Канады поднял вопрос о канадском суверенитете над Арктикой в связи с успехом российской экспедиции
03/08/2007 http://www.interfax.ru/r/B/themearchive/317.html?menu=1&id_issue=11803934

США не признают притязаний России на Арктику
03/08/2007 http://top.rbc.ru/politics/03/08/2007/111660.shtml

Флаг под Северным полюсом – начало "войны за минералы"
03/08/2007 http://www.inopressa.ru/inotheme/2007/08/03/11:21:34/sp

Канада резко осудила российские претензии на часть Арктики.
"Сейчас не ХV век. Вы не можете просто идти по миру, расставлять флаги и говорить "это - наша территория", - заявил канадский министр иностранных дел Питер МакКей
02/08/2007 http://www.dni.ru/news/world/2007/8/2/113450.html
02/08/2007 http://www.newsru.com/world/02aug2007/can_nada.html


Российские ученые впервые погрузились на дно Северного Ледовитого океана
02/08/2007 http://top.rbc.ru/society/02/08/2007/111502.shtml

Геология (читать все комментарии)
02/08/2007 http://community.livejournal.com/ru_geology/30498.html

Полярная война. США против России
01.08.2007 http://www.rbcdaily.ru/2007/08/01/world/285468

Канада укрепляет военные позиции в Арктике
18.07.2007 http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=11725526&PageNum=0

Консервативное правительство Канады приступило к выполнению данного еще в предвыборный период обязательства нарастить военные мускулы в Арктике. Выступая в начале июля на военно-морской базе Эскималт на острове Ванкувер в провинции Британская Колумбия, где базируются корабли канадского тихоокеанского флота, премьер-министр Стивен Харпер объявил о планах строительства 6 /а в будущем, возможно - и 8/ кораблей ледового класса для патрулирования в Арктике. До сих пор канадские ВМС не имели ледокольных кораблей и полагались на взаимодействие с береговой охраной, которая располагает небольшим по численности ледокольным флотом, действующим, как правило, у восточного побережья и в Гудзоновом заливе с мая по сентябрь. Новые патрульные корабли смогут находиться в автономном плавании до 4 месяцев, будут способны развивать скорость до 20 узлов и иметь дальность хода до 6 тыс. морских миль. Их строительство на канадских верфях обойдется в 3,1 млрд долларов, а с учетом строительства портовых сооружений - еще в 4 млрд долл. Корабли, способные прокладывать путь в ледяных полях толщиной до 1 метра, будут оборудованы для принятия на борт новых вертолетов СН-148 "Циклон". Как ожидается, они войдут в состав канадских ВМС в 2013 году. В летний период новые корабли будут патрулировать Северо-Западный проход /от пролива Дэвиса, разделяющего Канаду и Гренландию, вдоль северо-восточного побережья Баффиновой Земли, мимо базы Резольют, к югу от острова Виктория и порта Кэмбридж-Бэй на его южной оконечности и в море Бофорта/, который некоторые страны, в том числе США, считают международными водами. В зимние месяцы они будут находиться в его восточной и западной частях. Этот морской путь, если он станет судоходным в результате потепления климата, позволит сократить морские перевозки между Европой и Азией на 4 тыс. километров по сравнению с ныне используемым путем через Панамский канал.

По словам начальника штаба канадских ВМС вице-адмирала Дрю Робертсона, новые патрульные суда станут демонстрацией серьезности намерений Канады в защите ее арктических владений. "Эти корабли значительно усилят возможности ВМС по обеспечению поддержки других департаментов правительства в их усилиях по закреплению суверенитета и обеспечению безопасности на всех трех омывающих Канаду океанах, - заявил он. - Программа строительства патрульных кораблей станет вкладом в развитие флота, который сможет не только осуществлять патрулирование в ближней зоне, но и влиять на события на большом расстоянии от нас задолго до того, как потенциальные угрозы приблизятся к нашим берегам".

Полтора года назад, перед парламентскими выборами, по итогам которых консерваторы сформировали правительство, Стивен Харпер, излагая стратегию действий для Арктики, получившую тогда название "Канада - первая", говорил о необходимости построить по крайней мере три крупных ледокольных судна, способных преодолевать тяжелые льды толщиной до 6 метров и обеспечить транспортировку войск в высоких широтах, а также создать глубоководный порт в канадской Арктике и установить в Северо-Западном проходе оборудование слежения за кораблями и подводными лодками. Все эти меры призваны укрепить канадский суверенитет над арктическими районами. Однако нынешний план строительства кораблей для Арктики значительно отличается от предвыборного.

"Мы приняли решение в пользу средних кораблей ледового класса, - отметил в этой связи премьер-министр. - Эти суда позволят осуществлять патрулирование арктических вод и Северо-Западного прохода, то есть будут находиться в тех районах, где их присутствие будет играть важную роль. Решение о строительстве меньших по тоннажу кораблей позволит осуществлять патрулирование большей акватории в Арктике за счет увеличения числа кораблей". По его словам, "необходимость утвердить наш суверенитет и защитить нашу территориальную целостность на Севере на наших условиях представляется сейчас как никогда срочной". "Либо мы будем использовать эти районы, либо мы их потеряем, - подчеркнул он. - Безусловно, наше правительство намерено использовать эти районы".

Проблема укрепления суверенитета на Севере имеет для Канады давнюю историю. В 1977 году Канада объявила проливы между арктическими островами своими территориальными водами. С такой позицией категорически не согласились США, считающие эти проливы нейтральными водами. В середине 80-х годов между ними даже случился дипломатический скандал, когда через один из проливов попытался пройти американский ледокол. В результате, в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому США будут уведомлять о прохождении судов этим маршрутом, а Канада всегда будет давать на это разрешение. Кроме того, подходы Канады и США к проведению морской границы между территорией Юкон и штатом Аляска различны. Еще одна непростая для Канады проблема - принадлежность острова Ханс, расположенного в тысяче километров от Северного полюса между канадским островом Элсмир и Гренландией. На этот небольшой скалистый остров площадью 1,3 квадратных километра претендуют и Канада, и Дания. При первоначальном определении разграничительной линии в проливе Смита между Канадой и Гренландией в 1973 г. о нем просто-напросто забыли, а вспомнили лишь тогда, когда появились свидетельства того, что в этом районе могут находиться значительные залежи нефти и газа. Визит в 2005 году на остров канадского министра обороны того времени Билла Грэма вызвал дипломатический протест со стороны датчан.

Как ожидается, уже в ближайшее время премьер-министр в рамках кампании по укреплению канадского суверенитета в Арктике совершит поездку по арктическим островам. Точные сроки и маршрут поездки еще не определены, но, как подчеркнул в беседе с журналистами представитель аппарата премьера, "вопросы, связанные с Севером, выдвигаются на первый план". Не исключено, что в ходе поездки будут окончательно определены планы строительства глубоководного порта, возможно, в Резольют-Бэй в проливе Барроу, либо в Кэмбридж-Бэй. Оба этих пункта расположены в центральной части канадской Арктики, на берегах проливов, составляющих Северо-Западный проход. Кроме того, в районе Резольют может быть создан учебный центр для подготовки военнослужащих к действиям в условиях Арктики. Еще два возможных кандидата - расположенный на юге Баффиновой Земли поселок Киммират и находящаяся чуть севернее столица Нунавута Икалуит с населением около 6 тыс. человек. Море здесь замерзает позже, чем в центральной Арктике и эти порты могли бы использоваться как основные базы для снабжения населенных пунктов на канадском Севере. Не исключено, что новый порт может быть построен и в Арктик-Бэй, на северной конечности Баффиновой Земли. Однако серьезный минус для всех этих трех поселков-кандидатов в том, что они расположены у восточной части Северо-Западного прохода, а центральная и западная часть морского пути остается, таким образом, без прикрытия.

Кстати, планы строительства глубоководного порта в Арктике имеются и у крупных горнодобывающих компаний Rio Tinto plc и BHP Billiton plc. В качестве возможного места строительства называют Батерст-Инлет, к югу от острова Виктория. Помимо порта планируется построить всесезонную дорогу к крупным горнодобывающим предприятиям этого региона. Необходимость в таком проекте возникла в связи со стремительным ростом цен на цветные металлы и ненадежностью ныне используемой зимней дороги из Йеллоунайф в связи с климатическими изменениями в Арктике.

Создание глубоководного пора стало бы мощным стимулом для развития горнодобывающей и нефтяной промышленности на канадском Севере. По оценкам канадских экспертов, бассейн Sverdrup в районе Резольют содержит одну десятую от общего объема запасов нефти в Канаде, алмазные разработки на границе Северо-Западных Территорий и Нунавута в Lac de Gras уже сейчас дают продукции на 2 млрд долл. ежегодно, шахта Cantung на границе Северо-Западных Территорий и Юкона дает 375 тыс. тонн олова ежегодно, проектируемый газопровод "Маккензи Вэлли"от дельты реки Маккензи до северной Альберты сможет обеспечить доставку на североамериканский рынок 1,2 млрд кубических футов природного газа, а месторождения полиметаллических руд на севере Нунавута оцениваются в 47 млн тонн. Колоссальные запасы полезных ископаемых находятся и на шельфе - месторождения олова, марганца, золота, никеля, свинца, платины, а также. предположительно, весьма значительные запасы нефти и газа. Именно они и являются первопричиной стремления Канады укрепить суверенитет в Арктике.

Поэтому вряд ли стоит удивляться весьма оживленной реакции в Канаде на итоги июньской экспедиции российских ученых в Арктике, в ходе которой проводились исследования с целью определения внешней границы континентального шельфа в районе подводного хребта Ломоносова. "Канадский суверенитет над сушей и водами Канадской Арктики является давним, устоявшимся и исторически обоснованным, - заявила представитель канадского МИД, комментируя сообщения о том, что российские ученые собрали в ходе экспедиции сведения, которые могут служит основанием для приращения Россией в Арктическом бассейне континентального шельфа площадью около 1,2 млн квадратных километров. - Канадские и российские официальные лица обсуждали соответствующие программы исследований шельфа и Канада была проинформирована о планах российской экспедиции по изучению континентального шельфа в Арктическом бассейне. Канада будет продолжать укреплять свой суверенитет в Арктике, включая наши внутренние воды. Министерство национальной обороны и канадские вооруженные силы в настоящее время изучают возможности для улучшения мер наблюдения и возможностей для реагирования, для расширения присутствия в целом и для укрепления структуры командования и управления на Севере".

Как "серьезнейший из существовавших до сих пор вызовов канадскому суверенитету" расценило возможные претензии России на арктический шельф информационное агентство "КанУэст ньюс сервис", а "газета "Оттава ситизен", комментируя заявление канадского МИД, отметило, что Канада "провела во льду черту, за которую нельзя переступать" в вопросе о суверенитете над Арктикой.

"Российские претензии должны послужить новым стимулом для усилий канадского правительства провести изучение нашего шельфа к северу от наших арктических островов, - заявил в интервью агентству "КанУэст" руководитель исследовательской службы на кафедре глобальной политики и международного права Университета Британской Колумбии Майкл Байерс. - Ставки очень высоки, а время, необходимое для подтверждения своего суверенитета, уходит". По словам Джейкоба Верхофа, руководителя исследований канадского шельфа, исследования российских ученых в районе подводного хребта Ломоносова "не были совсем же неожиданными". Члены его группы встречались с российскими коллегами для обсуждения особенностей геологического строения хребта, однако он считает выводы российских ученых предварительными. "Они торопятся, - заявил Верхоф. - Мы не знаем, какого рода сведения они собрали или как они пришли к своим выводам". Он не исключил возможности того, что на участки морского дна могут быть выдвинуты встречные претензии со стороны России, Канады и Дании, под управлением которой находится Гренландия. "Пока рано об этом говорить", - добавил он.

Профессор Университета провинции Альберта Дэвид Хик, занимающийся организацией участия канадских ученых в исследованиях в рамках Международного полярного года, в интервью "КанУэст" отметил, что у россиян - "весьма впечатляющая история научных исследований на Севере". "Мы должны помнить о том, что практически половина Арктики находится в России", - добавил он, подчеркнув при этом, что результаты исследований российской экспедиции нуждаются в подтверждении. "Все это лишь указывает на необходимость для Канады вложить средства в такого рода научные изыскания", - подчеркнул он. Как отметила "Оттава ситизен", профессор Хик и другие исследователи Арктики считали бы наилучшим выходом из создавшейся ситуации переговоры заинтересованных стран с целью выработки "Арктического договора", аналогичного Договору об Антарктике, который предусматривает совместную защиту и управление северным полярным регионом.

На необходимость укреплять суверенитет в Арктике за счет создания инфраструктуры для населения Севера указывает и премьер Нунавута Пол Окалик, хотя одновременно он добавляет, что поддерживает решение правительства об увеличении военных расходов. Элизапи Шютепик, мэр Икалуита, столицы Нунавута и глава Ассоциации муниципалитетов Нунавута, считает, что федеральное правительство обязано расходовать средства на развитие населенных пунктов в северных районах, поскольку многие из этих поселений как раз и были созданы для закрепления канадского суверенитета в Арктике. Примером может служить хотя бы поселение Гризе-Фьорд на острове Элсмир, куда в 1953 году были переселены 33 индейца-инуита из северного Квебека. По свидетельству Мелани МакГрэт, автора книги "Долгая ссылка: истинная история обмана и выживания среди инуитов в канадской Арктике", сопредседатель королевской комиссии по коренным народам Рене Дюссо назвал тогда это перемещение инуитов "одним из наихудших нарушений прав человека в истории Канады". Деннис Бевингтон, член палаты общин от НДП, представляющий Западный арктический округ, считает, что суверенитет подразумевает создание жизнеспособных населенных пунктов в Арктике и экономических объектов, а не только возможность пройти на военном корабле Северо-Западным проходом или направить военнослужащих в поход на снегоходах по арктическим островам.

12.07.07 Канада и Дания оспаривают права на остров в Арктике
http://egorka-datskij.livejournal.com/11793.html

Канада и США поспорят с Россией за право обладания северными "землями"
11.07.07 http://www.izvestia.ru/news/news141592/

Правительство Канады обнародовало планы построения глубоководного порта на крайнем севере страны, чтобы усилить свои претензии на часть арктического шельфа.
10.07.07 http://www.glavred.info/print.php?news=/archive/2007/07/10/214338-19.html

Канада потратит более 7 млрд. на корабли для патрулирования Арктики
09 июля 2007 http://fininformer.ru/novosti/news_2007-07-09-23-31-35-230.html

Арктические войны. Русскую Арктику придется защищать силой
28.06.2007 http://www.rbcdaily.ru/2007/06/28/focus/281565

Кто на шельфе хозяин. Россия расширяет присутствие в Арктике
27.06.2007 http://www.rbcdaily.ru/2007/06/27/tek/281328

Миллион квадратных километров с миллиардными запасами углеводородов
26.06.2007 http://www.treli.ru/newstext.mhtml?Part=1&PubID=9155

США идут на север. Доступ России к ресурсам Арктики может быть ограничен
17.05.2007 http://www.rbcdaily.ru/2007/05/17/focus/275896

На дирижабле к Северному полюсу. Российско-французская экспедиция измерит толщину арктических льдов
24.04.2007 http://www.rbcdaily.ru/2007/04/24/cnews/273380

Схватка за Арктику
24 апреля 2007 г http://www.newizv.ru/print/68478
Датские СМИ и политики в ярости. Во льдах Арктики на границе с Гренландией появились усиленные канадские полицейские патрули, которые разыскивают датских «браконьеров-эскимосов». Как утверждает Канадская королевская конная полиция, они забираются в глубь канадской территории на снегоходах и нелегально стреляют там белых медведей.

Учёные впервые промерят весь лёд в Арктике
Уникальную частную научную экспедицию, в рамках международного полярного года 2007/2008, готовит французский врач и полярный исследователь Жан-Луи Этьен (Jean-Louis Etienne), при содействии германского Института полярных и морских исследований Альфреда Вегенера (Alfred-Wegener-Institut fur Polar— und Meeresforschung). Грандиозный проект Total PoleAirship призван измерить толщину льда почти во всей Арктике. Экспедиция готовится и будет проведена на средства французской нефтегазовой компании Total.
15.04.2007 http://www.cruiseclub.ru/news.php?id=1878

Арктический передел. Борьба за освоение полярных богатств
14.03.2007 http://www.rbcdaily.ru/2007/03/14/cnews/268102

В последнее время не только Дания и Норвегия, но и Канада резко усилили свою активность в части `экспроприации` там некоторых ресурсоизбыточных территорий. На многих датских картах значительные арктические территории, вплоть до Северного полюса, в том числе некоторые исландские и канадские, объявлены принадлежащими Дании. То же на некоторых норвежских картах, в которых арктические границы Норвегии не только достигают Северного полюса (в том числе за счет некоторых исландских арктических районов), но и доходят до российских Карского моря и архипелага Франца-Иосифа, охватывая почти всю российскую Арктику.
Что касается позиции Канады, ее нынешнее правительство, судя по высказываниям многих его министров, склонно считать всю примыкающую к Северной Америке Арктику исключительно канадской. Вопреки очевидным интересам тех же датской Гренландии и принадлежащей США Аляски. Таким образом, для России, США и Исландии приоритетны защита собственных арктических интересов и противодействие односторонним арктическим `экспроприациям`.
26.02.2007 http://ev.spb.ru/art.php3?newsid=26700

Вечный лед Арктики может растаять менее чем через 35 лет
13.12.2006 http://www.mynews-in.net/printnews/1100894.html

Посол США разгневал нового лидера Канады
27.11.06 http://www.podrobnosti.ua/power/intpol/2006/01/27/281150.html

Глобальный выигрыш. По мнению отечественных ученых, Россия может выиграть от усиливающегося глобального потепления
29.09.2006 http://www.rbcdaily.ru/2006/09/29/cnews/239773

Проблема Северо-Западного прохода
1-30 Июль 2006г http://www.mcds.ru/default.asp?Mode=Review&ID_L0=6&ID_L1=31&ID_L2=289&ID_L3=2856&ID=&ID_Review=128454

Канаде вновь разгорелись страсти вокруг проблемы так называемого Северо-Западного прохода. "Это один из давних вопросов, которые мы постоянно поднимаем, - заметил глава канадского внешнеполитического ведомства Питер Маккей. - Мы будем продолжать поднимать эту тему при каждой возможности и на всех международных форумах, где это будет уместно".

Суть проблемы заключается в том, что Оттава здесь вступает в спор с американцами. Актуальность спора состоит в следующем. Гудзонов пролив между северной частью канадского Квебека и островом Баффин, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, обычно бывает забит льдами. Но если бы летняя навигация в арктических водах стала возможной, то суда, курсирующие между Азией и Европой, могли бы сократить путь на 5 тысяч километров, используя Северо-Западный проход, а не путь через Панамский канал. А в этом году в канадскую Арктику как раз и пришла необычно теплая весна, ускорившая таяние льда и снега. В результате Гудзонов пролив полностью очистился от льдов.

На Северо-Западных территориях, в районе Кэмп-Дорсет, в мае толщина снежного покрова обычно бывает 50 сантиметров, но сейчас он едва достигает 2 сантиметров. В поселке Икалуит, привыкшем в это время года к 20-сантиметровому снежному покрову, снега сейчас нет совсем. По оценкам сотрудника Канадского бюро погоды Дэвида Филлипса, зимняя температура в арктических районах страны была на 4 – 5 градусов выше нормы, поэтому береговой лед не восстановился до уровня предыдущих лет. "Вода потеплела настолько, что погодные условия становятся необычными", - сказал он.

Ускоряющийся процесс таяния льдов и перспектива возможности судам под иностранными флагами использовать Северо-Западный проход и выдвинули эту проблему на первый план. Канаде необходимо укрепить свой суверенитет над северными территориями. С таким предупреждением выступают и канадские эксперты, и канадские СМИ. Потепление климата и рост цен на нефть, - отмечает газета "Оттава ситизен", - "два глобальных фактора, сочетание которых способствует открытию Северо-Западного прохода для судоходства, а времени для того, чтобы установить канадский контроль здесь, становится все меньше".

В новой книге об использовании этого морского пути Джерард Кенни пишет, что крупные нефтяные компании разрабатывают планы посылки танкеров через канадский Север в случае какого-либо кризиса, в результате которого цены на нефть резко возрастут. "Проблема в том, что у Канады нет никаких планов относительно того, как остановить их". По мнению профессора Университета провинции Британская Колумбия Майкла Байерса, Канаде следует предпринимать активные усилия для того, чтобы закрепить контроль над арктическими районами. Он, в частности, критикует правительство консерваторов во главе со Стивеном Харпером за то, что оно медлит с выполнением предвыборных обещаний - приобрести три ледокольных судна с вооружением и создать глубоководный порт на острове Баффин.

Само же правительство неустанно заявляет о своем крайне серьезном отношении к вопросу о суверенитете над канадской Арктикой. Тут есть о чем беспокоиться: ближайший союзник - США не признают право Канады на контроль судоходства через Северо-Западный проход, поскольку считают арктические пути международными водами, свободными для судоходства. Памятен громкий скандал, разразившийся в 1985 году, когда США без согласования с Оттавой и без разрешения канадцев направили в Северо-Западный проход ледокол "Полар Си". "Направив "Полар Си" в наши воды, США продемонстрировали, что они не признают канадского суверенитета над Северо-Западным проходом", - напоминает "Оттава ситизен". Это подтвердил и посол США Дэвид Уилкинс: "Мы не признаем претензий Канады на эти воды".

Именно тогда в Канаде начали обсуждать идею создания вооруженного ледокольного флота для защиты канадского Севера, и тогдашний министр иностранных дел Джо Кларк назвал сумму, в которую обойдется такое начинание, - 500 миллионов долларов. Скандал удалось притушить лишь специальным соглашением, в соответствии с которым Вашингтон обещал в будущем обращаться к Канаде за согласием на такой проход судов, а Оттава в свою очередь обязалась всегда давать такие разрешения.

Тем не менее "Оттава ситизен" в редакционной статье настаивает на том, чтобы Канада укрепила свой суверенитет над этим морским путем от Гренландии до Аляски и установила стандарты для кораблей, которые будут им пользоваться. Канаде, подчеркивается в статье, необходимо приобрести ледоколы и буксиры и "пригласить страны мира использовать новый путь".

Правда, реализация предвыборного обещания консерваторов построить ледоколы и создать глубоководный порт могут оказаться чрезмерно дорогостоящими. Сейчас обсуждается возможность вместо ледоколов приобрести 6-8 корветов ледового класса для патрулирования в Арктике. Если эта инициатива будет поддержана в правительстве, то за основу будет взят патрульный корвет королевских норвежских ВМС "Свалбард" водоизмещением 6100 тонн, вооруженный 57-миллиметровыми палубными орудиями и противокорабельными ракетами. "Это то, что нужно Канаде, - приводит газета "Нэшнл пост" мнение одного из высокопоставленных разработчиков военно-морской стратегии. - Эти корабли достаточно велики для того, чтобы ходить в высоких широтах, но в то же время пригодны и для того, чтобы патрулировать у восточного и западного побережий и даже на значительном удалении от баз".

Окончательное решение Оттавой будет принято осенью. Пока же правительство консерваторов предприняло самую масштабную за последние 60 лет демонстрацию своих военных мускулов в Арктике. В апреле вооруженные силы провели учения, в ходе которых военнослужащие и резервисты преодолели на снегоходах и санях 4500 километров и завершили маршрут по берегу залива Резолют. "Мы хотели продемонстрировать возможности действий в очень суровых условиях удаленных районов, - заявил по завершении учений подполковник Дрю Артэс, исполняющий обязанности командующего канадскими войсками в зоне Арктики. - Наши действия призваны продемонстрировать, что это наши земли. И мы достигли поставленной цели".

По мнению бывшего командующего канадскими войсками в зоне Арктики Пьера Леблана, проведение разовых мероприятий, подобных нынешним учениям, недостаточно эффективно с точки зрения закрепления канадского суверенитета над арктическими районами. "Я уподобил бы Арктику чердаку Канады, - заявил он. - Там хранятся огромные богатства, и мы должны защищать их, чтобы когда-нибудь ими воспользоваться и не допустить, чтобы их заполучил кто-то другой". Прошедшие учения - лишь первые в целой серии. В будущем году канадские вооруженные силы, по сообщениям СМИ, намерены провести в западных районах Арктики учения по трем сценариям - террористический акт в отношении энергетического объекта, распространение инфекционного заболевания и ликвидация последствий катастрофы самолета.

Пока в Оттаве не видят конкретной угрозы суверенитету над арктическими районами. Однако неурегулированные территориальные вопросы у Канады имеются. Во-первых, это продолжающийся спор с США вокруг газовых месторождений в море Бофорта, а также спор с Данией вокруг острова Ханс у побережья Гренландии. Россия и Канада рассматривают проблему разграничения континентального шельфа в районе Северного полюса, где могут находиться значительные запасы нефти и газа. По мнению члена палаты общин Нэнси Каретак-Линделл, представляющей интересы избирателей территории Нунавут, выделившейся из состава Северо-Западных территорий в апреле 1999 года, приоритет должен быть отдан нуждам местного населения. "Вместо того чтобы тратить эти средства на оборону Арктики, лучше израсходовать их на создание рабочих мест для инуитов, - заявила она в парламенте после завершения апрельских учений. - Если инуиты более активно будут участвовать в управлении, то это будет способствовать укреплению канадского суверенитета".


Группа канадских ученых планирует этим летом провести двухнедельное исследование серного источника на острове Элсмир на северо-востоке Канадского Арктического архипелага
2006-06-20 http://www.htcom.ru/news-pc/newsd-18893/

«Адмиралтейские верфи» взялись за Арктику
Судостроители впервые в российской истории построят два арктических танкера усиленного ледового класса
21.04.2006 http://www.rbcdaily.ru/archive/2006/04/21/217643

Россия вступила в борьбу за передел территорий на Южном и Северном полюсах
13 марта 2006 г. http://palm.newsru.com/russia/13mar2006/artik.html

Как России сохранить Арктику
02.03.2006 http://www.rbcdaily.ru/archive/2006/03/02/215326

Атомные ледоколы
10/02/06 http://www.rbcdaily.ru/archive/2006/02/10/214528

Канада готовится к "арктической войне" с США
01.02.2006 http://www.inforos.ru/?id=11017&act=print

Канада вступает в войну за Арктику
27.01.06 http://www.svobodanews.ru/Article/2006/01/27/20060127172341747.html
Потепление спровоцировало скандал между Канадой и США
27.01.06 http://www.telegraf.by/world/2006/01/27/skandal/

США нацелились на Арктику. Россия понимает угрозу, но пока не готова защищать свои интересы
05.12.2005 http://www.rbcdaily.ru/archive/2005/12/05/212246

Россия может потерять Арктику, если не выработает и не реализует концепцию развития Арктического региона
27.10.2005 http://www.rbcdaily.ru/archive/2005/10/27/210976

Канада отправила флот защищать свой Север
23 августа 2005
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4175000/4175516.stm
http://www.korrespondent.net/textonly.php/128955/
Tags: Арктика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment