obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Гаитянские заметки

1. Гаитянский негритюд и Доминиканская республика

Любопытно, Гаити раздербанило землетрясением в пыль и щебень. Говорят, около 200 тысяч погибших. А вот совсем рядом, на этом же острове - Доминиканская республика, и там даже кошку не придавило. Никаких сведениях о столь фатальных разрушениях и жертвах оттуда не поступало. А ведь остров-то небольшой. Почему же в Гаити - Армагедон, а в соседней Доминиканской республике - тишь и благодать?
Может, в Доминиканской республике не был столь повального увлечения сатанизмом и колдовством вуду, как в Гаити? Вот и живут себе спокойно. Только пограничную охрану усилили, чтобы отчаявшиеся и обезумевшие от горя гаитянцы не прорвались через разделительные полосы.

Кстати, Гаити сегодня вновь тряхнуло, силой примерно в 6 баллов. Чуть успокоившееся было население мгновенно впало в панику и рвануло прочь из городов. Хотя в Гаити уже и разрушаться нечему, все в руинах. В Доминиканской республике по-прежнему все мирно и спокойно.


Страна победившего негритюда и государство мулатов

Доминиканская республика обрела независимость чуть позже, чем Гаити. Там восставшие рабы избавились от вымирающих французов и провозгласили свою "черную республику" в 1804г., в Доминиканской республике освободились от испанского протектората к концу 1821г.
Обретя независимость доминиканцы, не представлявшие собой серьезную военную силу, первым делом обратились к чернокожим братьям из соседней Гаити. Предложив им заключить договор о дружбе и добрососедстве.
Тем сразу же откликнулись и... послали туда свои войска, оккупировав доминиканских товарищей по рабской неволе еще лет на 20. Эту оккупацию первых чернокожих республиканцев доминиканцы до сих пор вспоминают с дрожью и отвращением. Хотя гаитянцы и поспешили объявить об отмене рабства, но эта пиар-акция не примирила доминиканцев с оккупантами и они подняли народное восстание. Чем и спасли свою страну от судьбы Гаити. В результате герорической борьбы доминиканцы прогнали гаитянских агрессоров и вновь перешли под власть испанской короны. Полную независимость они обрели еще через два десятелятия. Не смотря на то, что доминиканцы несколько раз попадали под власть европейских держав, своим Днем национальной независимости они считают 27 февраля - день избавления от гаитянцев. Его и празднуют с большим размахом, устраивая народные гуляния и карнавалы.
Если в Гаити негры после прихода к власти полностью истребили белое население (досталось и мулатам) и чернокожие там составляют сейчас 95% и 5% - мулаты, то в Доминиканской республике мулаты составляют 73%, белые 16%, негры - 11%. В обеих государствах доминирует христианство, католичество. Но при этом в Гаити около 80% населения занимаются колдовством вуду, а в Доминиканской республике этим увлекается лишь несколько процентов из числа тех негров, кто перебрался сюда из Гаити. Белые в Доминиканской республике занимают достаточно привилегированное положение в социальном плане и это один из старейших центров европейской культуры в Западном полушарии. Туристы сюда валом валят. Поскольку природа здесь не загажена и сохранила свою первозданную прелесть. Гаити, где воплощали в жизнь идеологию негритюда и придерживались "черного расизма", - одно из самых нищих и криминализированных мест не только в Латинской Америке, но и на всей планете. Леса здесь почти полностью вырублены, фауна истреблена, почвы разрушаются результате эрозии и засоления. Из туристов если кто и рискнет здесь объявиться, то только сумасшедший или самоубийца, поскольку на Гаити властвуют криминальные банды чернокожих гангстеров-сатанистов вуду.
Отношения между Гаити и Доминиканской республикой всегда были натянутыми и враждебными, поскольку доминиканцы живо помнят ужасы гаитянской оккупации 200-летней давности. Несмотря на это гаитянцы всеми силами пытаются прорваться через границу и эмигрировать в Доминиканскую республику. Где, едва осмотревшись, становятся источником социальной напряженности и криминальной опасности.

Гимн Доминиканской республики(здесь воспеваются национальные герои, сражавшиеся против гаитянцев)

Отважные сыны Кискеи, запоëм же
с энтузиазмом нашу песнь,
и представим пред лицо всего мира
наш непобедимый прославленный стяг.
Слава народу, неустрашимому и сильному,
который бросился в смертельную битву,
и тогда в жестокой схватке насмерть
свои рабские цепи он разбил!
Ни один народ не заслуживает быть свободным
если он – безвольный и угодливый раб;
если в его груди не вздымается пламя,
зажжëнное мужественным героизмом.
Но Кискея, неприручаемая и смелая,
всегда гордо поднимет чело:
ведь даже если бы она была тысячу раз рабыней,
намного больше она умеет быть свободной.
II

Если же обман и хитрость подвергнут её
поруганию вельможного захватчика,
Лас Каррерас, Бельер – это поля битвы,
на которых ещё видны свидетельства славы,
где на вершине героического бастиона
слово свободных обросло плотью,
где гений Санчес и Дуарте
учил, как быть свободным или умереть.
А если непрошенный вождь
пренебрежёт сиянием этой славы,
то в Капотильо покажется
развевающийся огненный флаг войны.
А пожар, который заставляет поразиться
высокомерного льва Кастилии,
отгонит его от прославленных берегов,
где реет перекрещенный стяг.
III

Соотечественники, покажем же смело
наше чело, отныне ещë более гордое;
пусть даже будет разрушена Кискея,
но быть снова рабами – никогда!
Пусть это святилище любви в каждой груди
родины отзовëтся жизненной силой;
а это – еë непобедимый щит, право,
это еë девиз: быть свободным или умереть.
Свобода пока лишь скромно поднимает
победу в свою триумфальную колесницу,
и горн войны еще раздаëтся,
оглашая еë бессмертную славу.
Свобода! Пока это эхо раздаëтся,
полные благородного душевного волнения,
наши поля славы повторяют:
Свобода! Свобода! Свобода!
http://sociolog-tatar.livejournal.com/117406.html


2. Ю.Латынина. Новая Палестина

Никто не говорит простой и жуткой вещи: дома в Порт-о-Пренс представляли из себя или чудовищные лачуги, в которых живут 99% обитателей, или обнесенные колючей проволокой дворцы наркоторговцев и бюрократов, которые мало или почти не пострадали, хотя были построены тоже без учета сейсмики. Просто их строили не из птичьего дерьма. Да что дворцы! По состоянию на 30 ноября, в MINUSTA работали 9065 военных и полицейских и 1212 local civilian staff. Из 1212 местных работников, живших в трущобах, погибли и пропали без вести 308 человек, или 25%. Из 9 тысяч людей в форме, живших в казармах, хоть как-то приспособленных для проживания, погибли и пропали 42 человека, или 0,5%.

Откровенно говоря, я горда за Россию. В России одни хвалят Сталина, другие Путина, но в России нет людей, которые станут хвалиться массовыми расстрелами «контреволюцинного элемента» в 1917 году как зарей новой эры. Не то Гаити. Основой национального мироощущения является тот факт, что в 1804 случилось самое великое событие в истории человечества – черные восстали против проклятой цивилизации белых, «et depuis lors, le défi haïtien continue dans sa résistance contre cet ordre maléfique» («и с тех пор гордый гаитянский народ упорствует в своей борьбе против этого злокозненного порядка»).

Гаити, конечно, ничем не напоминает cet ordre maléfique. Это страна с 80% безработицы, с самым высоким уровнем неграмотности, детской смертности, СПИДа и недоедания в Западном полушарии. 14% американского наркотрафика проходит через Гаити; все попытки экономических реформ сводятся к выпрашиванию денег у МВФ или вытребыванию вышеупомянутых $22 млрд у Франции.
Местный гарант, президент Преваль, молчал 20 часов после землетрясения. Потом он свалил в соседнюю Доминикану, где за шикарным конференц-столом объявил, что помощь его бедному народу должна идти «дальше залечивания ран». Какое количество его бедного народа померло – 50 тысяч или 500, – гарант Преваль не знает до сих пор, но точно знает, что ему нужно $10 млрд.

Как именно это происходит, легко увидеть на примере того же Гаити. В свое время Гаити было полностью сельскохозяйственной страной, производившей сахар, рис и пшеницу. По мере роста производительности сельскохозяйственного труда в развитых странах и полной деградации Гаити его сельскому хозяйству становилось все труднее выдержать конкуренцию с более эффективными экономиками. Но по крайней мере часть населения выращивала рис хотя бы для себя. В тот момент, когда гуманитарные миссии стали в городах этот рис раздавать, даже эта отрасль рухнула. Гаити является сейчас четвертым по величине импортером американского риса. А бывшие производители риса пополнили собой ряды нуждающихся, которых спасают от смерти 2 тысячи международных гуманитарных организаций.

Много это или мало – 10 млрд? В соседней Доминиканской Республике, занимающей вторую половину острова Эспаньола, на ноябрь прошлого года, несмотря на кризис, осуществлялось 44 туристических проекта на общую сумму в $7,9 млрд. На 10 млн населения Доминиканы приходится еще 3 млн нелегальных гаитянских иммигрантов. В отличие от Гаити 16% населения Доминиканы – белые.
Наверное, Гаити нужно и 10 млрд, и больше. Но реальность такова, что нет никакой гарантии, что эти $10 млрд помогут кому-то кроме Преваля, за исключением того случая, что Преваля свергнут и съедят, и тогда 10 млрд достанутся тем, что его съест.
http://www.gazeta.ru/column/latynina/3314903.shtml


3. Причины полной социальной катастрофы и государственной несостоятельности почти невозможно объяснить рационально, с позиций материализма. И лишнее тому подтверждение – соседняя католическая Доминиканская республика, которая делит с Гаити один и тот же остров.

Только у соседей есть свое метро в столице Сан-Доминго, грамотность 89%, годовой ВВП на душу 8500 долларов и туристический рай.
А у Гаити единственным экспортным товаром оказался культ вуду – мистический и кровавый. Родившийся в неведомые времена в центральной Африке вудуизм непостижимым образом обладает всеми обрядовыми элементами знакомого нам «западного» сатанизма. И это наводит на мрачные мысли о вечных и вездесущих повелителях мрака.
По странному совпадению, культ Вуду в последние десятилетия живописал и широко распространял мировой кинематограф: режиссер-халтурщик Ромеро или гениальный Алан Паркер, снявший слегка сатанинский фильм «Сердце Ангела» с Микки Рурком в главной роли. Вудуизмом интересовался Мик Джагерр, приезжавший в свое время на Гаити в «творческую командировку».
Вудуизм рекламировали группа The Prodigy и покойный Майкл Джексон. «Приличный» американский рэпер с Восточного побережья, просто обязан быть вудуистом. Более того, сейчас любой российский ребенок детсадовского или младшего школьного возраста без запинки растолкует, кто такие зомби.
И расскажет. И если надо - покажет. За скромное вознаграждение, московская вуду-колдунья проткнет восковой образ вашего врага вязальной спицей. Тайное знание деталей деструктивного культа в современном мире – обыденность, и это очень странно и страшно.
Если совсем уйти от материального, то возможно, на примере республики Гаити, нам всем показали ветхозаветную притчу о Содоме и Гоморре, но в современной трактовке.
В определенной географической локации жили несколько миллионов людей, которые в повседневной жизни общались с некими силами … с которыми в остальном мире общаться как-то не принято. Мягко говоря.
Три века назад, на Гаити с этим как-то боролись, но безуспешно. В период колонизации культ Вуду умело маскировался под христианство - Дева Мария звалась Эрзили Дантор, богиней плодородия, а Святой Петр, например, стал Папа Легба.
Все христианские миссии бежали с острова неприлично рано – еще в 1791 году, во время первого восстания, которое, что характерно, поднял жрец вуду по имени Букман. С трудом, только в 1860 году, Ватикану позволили организовать на Гаити католическую миссию, которая как выяснилось позже, ничего изменить не смогла.
Потому что через сто лет, культ Вуду стал в республике официальной религией. В этот момент и произошел никем не изученный и не понятый пока цивилизационный и духовный разлом. Правил на Гаити в те годы Франсуа Дювалье, Папа Док, он же Барон Суббота – олицетворение смерти в пантеоне Вуду-богов.
Помогала ему править личная гвардия – тонтон-макуты, являвшиеся зомби, по версии официальной государственной пропаганды. Все приличные, верующие и образованные люди к тому времени из республики сбежали – к соседям-христианам, в Доминиканскую республику.
Где, кстати, гаитянцев не очень-то и привечают, считая колдунами-сатанистами, и, положа руку на сердце – есть за что. Те же гаитяне, кто не успел бежать, были убиты гвардией Барона Субботы с помощью мачете. После тонтон-макутов (слово это попало во все языки), в 2004 году в республике появилась «Армия каннибалов», ополчение очередного президента. В редких интервью, каннибалоармейцы сообщали журналистам: да, людей едим, но строго в ритуально-магических целях.
http://razgranichitel.diary.ru/p93595535.htm


4. Более того, в годы Второй мировой войны, когда почти все страны Центральной и Южной Америки, в том числе соседи Республики Гаити, установили дипломатические отношения с СССР и стали развивать с ним торговлю, США воспрепятствовали той же тенденции во внешней политике Порт-о-Пренса. Хотя гаитянская республика, как и большинство других латиноамериканских стран, объявила войну фашистскому блоку 8 декабря 1941 года (сразу после Пирл-Харбора).

В годы Второй мировой войны Вашингтон не допустил и того, чтобы ни пэтэновская Франция (прогерманский режим в неоккупированной Франции и во многих ее колониях), ни возглавляемое генералом де Голлем антифашистское движение «Сражающаяся Франция» не имели связей с Республикой Гаити. И взаправду: а вдруг Франция «вернётся» в эту стратегически важную страну и тем самым оспорит монополию США на всю Центральную Америку?

Та же линия Вашингтона продолжилась после 1945-го. Так, Вашингтон фактически запретил Порт-о-Пренсу участвовать в международном экономическом совещании в Москве в апреле 1952 года, где обсуждались варианты общего рынка и общей валюты социалистических и развивающихся стран, не привязанной к западными валютам. США всячески тормозили развитие отношений Порт-о-Пренса с Парижем и даже... с карибско- южноамериканскими территориями Франции. Ну, а после революции на Кубе и последовавших долгосрочных - «непроамериканских» изменений по всей Латинской Америке роль гаитянской республики для США, естественно, возросла. И, по упомянутым причинам, остаётся «сверхважной» по сей день.

А чтобы прочно контролировать эту стратегическую страну, США еще в 1860-м оккупировали расположенный в Карибском море гаитянский остров Навасса — в 15 милях к юго-западу от побережья Гаити. Причем, на основе так называемого «Акта о гуановых островах» 1856 года: документ санкционировал оккупацию войсками США любых соседних островов, где есть крупные запасы гуано — ценного естественного удобрения в виде птичьего помёта. Столь необходимого быстроразвивающемуся сельскому хозяйству Соединенных Штатов. Но не только этим сырьем Навасса до сих пор манит американцев...

Уже 150 лет этот остров принадлежит США вопреки неоднократным протестам даже проамериканских гаитянских властей, потому что, наряду с запасами гуано, он расположен лишь в 40 милях к югу от небезызвестной американской базы в Гуантанамо (на юго-восточном побережье Кубы) и вблизи гаитянско-кубинского пролива между Карибским морем и Атлантикой...

В 1958-1986 гг. страной правил вроде бы проамериканский диктаторский клан Дювалье. Но всё было не столь однозначно, как «рисовали» его в советских СМИ.

Режим этот — особенно его основатель Франсуа Дювалье — придерживался националистической ориентации и, в этой связи, неофициально поддерживал не только планы де Голля по союзу всех франкоязычных стран, но и планы Франсиско Франко—Оливейра Салазара по созданию союза ибероязычных (т. е. испано-португалоязычных) государств. Что, конечно, противоречило тогдашней советской политике в Латинской Америке.

«Иберофонии» придерживался в последние годы своего правления и вроде бы проамериканский диктатор соседней Доминиканской Республики - Рафаэль Трухильо (правил с 1930-х гг.). За что и был убит ЦРУ США в 1961-м. Отстранить же от власти Ф. Дювалье, правившего в 1958-1971 гг., американцам так и не удалось.

Отметим, что Ф. Дювалье, во-первых, не разрешал создавать в стране «антикастровских» подрывных баз. Во-вторых — военные советники США появились в гаитянской армии только через 40 лет со времени вывода американских войск из Республики Гаити в 1934-м, оккупировавших ее с 1915 года. Подчеркнем: американские военные советники появились в армии Гаити после кончины Франсуа Дювалье (в 1971-м).

А в-третьих — Республика Гаити отказалась от участия в военной интервенции США и их латиноамериканских союзников в соседней Доминиканской Республике в 1965 году.

Наконец, в четвертых — не только дювальистский режим, но и последующие руководители Гаити осмеливались выступать за комплексное промышленное освоение местных природных ресурсов и, в частности, за разработки гаитянской нефти и ее местную переработку. Но тщетно. Почти всё добываемое и производимое в этой стране как вывозилось за бесценок в основном в США и Канаду, так и поныне вывозится. А построенный североамериканскими фирмами в Порт-о-Пренсе в конце 1970-х нефтеперерабатывающий завод им же принадлежит и перерабатывает только импортную нефть. Как известно, дорожающую с 2008 года.

Еще характерный штрих отношения Америки к этой многострадальной стране: многие тысячи беженцев-гаитян в поисках лучшей доли традиционно пытаются попасть в США (или хотя бы на контролируемые Вашингтоном близлежащие острова Пуэрто-Рико и Западные Виргины) - в том числе через ту же Навассу и базу в Гуантанамо. Но этих гаитянцев, в большинстве своем, американцы конвоируют обратно. Так же поступают соседние «проамериканская» Доминиканская Республика, британские протектораты—острова Каймановые, Тёркс и Кайкос. В отличие от соседних Кубы, Ямайки, Содружества Багамских островов и более отдалённых карибских островов Франции...

Что касается Сенегала, глава Гаити Франсуа Дювалье еще в 1960-х годах проговаривал с тогдашним основателем-руководителем Сенегала, бывшей французской колонии, Л.С. Сенгором идею создания афро-карибского сообщества под эгидой Франции (Сенгор выступал за "непроамериканский" блок всех стран, где преобладает негритянское франкоязычное население и мулаты. После отставки де Голля в 1969-м этот проект оказался в ахивах). А вот в соседней Доминикане гаитянцы всегда были на положении фактически рабов, позволяющих резко снижать себестоимость доминиканской экономики и курортной отрасли. На что сетовал еще в начале XIX века основатель-первый президент Республики Гаити Туссэн-Лувертюр. С тех пор практически ничего не изменилось. В Доминикане часто вспыхивали восстания изгоев-гаитянцев, а в ответ Санто-Доминго объявляла блокаду соседней республики. И получалось: с одной стороны - блокированная Вашингтоном Куба, а с другой - блокада со стороны единственного сухопутного соседа...
http://www.stoletie.ru/geopolitika/vzorvannaja_strana_uzhe_okkupirovana_2010-01-20.htm
http://a-eliseev.livejournal.com/690929.html


5. Патриарх

Весь мир всколыхнула трагедия Гаити. У этой страны тяжелая судьба. В свое время, когда она была французской колонией, там находились тюрьмы, куда из Франции отправляли людей на пожизненное заключение. Это был страшный уголок мира. Потом страна освободилась от колониального ига, но, к сожалению, в отличие от своего соседа — Доминиканской Республики — не смогла наладить жизнь и встать на тот путь развития, который привел бы людей к благополучию. Мне приходилось бывать на этом острове, разделенном между двумя странами: Доминиканская Республика и Гаити воспринимаются как два мира. Одна часть острова процветает, в другой царят преступность и политическая нестабильность.

Теперь же тяжкие проблемы этой части острова многократно усугублены катастрофическим землетрясением. С экранов телевизоров мы видим бездну человеческого страдания.

Казахстан, как и другие страны, не понаслышке знает, что такое землетрясение. Обычно в случае тяжких природных катастроф люди организуются, начинают помогать друг другу, создавать условия для реализации внешней помощи. На Гаити же мы сейчас видим нечто противоположное: люди погибают от голода, жажды, болезней и от рук преступников; можно представить себе, в каком аду сейчас находятся жители Гаити.

У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин; в конце концов, велика роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1045105.html


P.S. Весь вопрос о Гаити и Доминиканской республике (ДР): это вопрос о том, что первично: социальные институты или состав населения и народное самосознание. Левые говорят социальные институты (левые были у властив ДР) и там лучше живется. А факты говорят о другом: различия в составе населения и народные верования вляяют на политику.
Tags: Латинская Америка, история, национализм, религия, социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments