obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Исчерпывающе о России 2010

Экономическая политика в условиях кризиса в 2010 году
http://szg-akt2.livejournal.com/1352866.html

Можно считать, что в конце 2009 года антикризисная экономическая политика России стала ясной. Несмотря на муссирующиеся рассуждения о необходимости модернизации – вещи крайне затратной по любым критериям – стало очевидно, что финансово-бюджетная политика ориентируется на сокращение расходов, а не на стимулирование спроса любой ценой за счет увеличения расходов, дефицитов бюджетов всех уровней и задолженности государства. Бюджетная политика – не будет основой антикризисной политики. Стимулирование спроса бюджетными мерами проводиться не будет.

Борьбу с кризисом Россия в 2010 году будет вести методами кредитно-денежной политики. На первом этапе приоритетность вопросов поддержки именно банковской системы порождалась осознанием угрозы того, что рухнет вся существующая платежная система. Именно недопущение этого краха являлось первичной целью не только Банка России, но Правительства страны. Эта задача, по всей видимости, решена, но продолжение борьбы с кризисом методами кредитно-денежной, а не бюджетной политики стало основой всей экономической политики страны на 2010 год.

Не все понимают, что отказ от роста государственного долга для финансирования расходов, имеющих мультипликативный эффект (то, что в современной российской экономической теории неудачно называется «кейнсианством») выбран не потому, что задолженность превысила критические размеры. Совсем нет. Просто государство опасается, что, будучи низкорисковым заемщиком, оно, привлекая средства с финансовых рынков, выкачает как насос столь необходимую хозяйствующим субъектам ликвидность. Усилившееся в период кризиса привычное бодание Минфина и Банка России закончилось компромиссом, частью которого был и отказ от резкого роста государственного долга в целях поддержания ликвидности денежного рынка. Иными словами, сокращение бюджетных расходов представляет собой часть комплекса мер в поддержку кредитно-денежной политики, направленной на то, чтобы дать реальному сектору экономики столь необходимые дешевые деньги.

Дать дешевые деньги реальному сектору в условиях российских кредитных институтов означает обязательное сокращение инфляции. Согласно применяемому правительством прогнозу развития экономики в 2010 году, в целом за год инфляция может составить 6,5-7,5%.

Но в данных условиях кризиса сокращение инфляции (то есть сокращение подпитки экономики деньгами), как ни странно, увеличит бедность, увеличит число обездоленных, хотя и, наверное, пойдет на руку бюджетникам. Дело в том, что и федеральный, и региональные, а часто и местные бюджеты в России социально ориентированные. Секвестру не подлежат именно социальные расходы, а власть жестко контролирует, чтобы не росла задолженность региональных и местных бюджетов по заработной плате, социальные пособия и выплаты в 2010 году будут проиндексированы на 10%, что выше предполагаемого уровня инфляции. Но общественное благосостояние на каждый конкретный момент – вещь конечная независимо от уровня цен. Если кому-то становится лучше, то только за счет кого-то другого. Да, бюджетникам и пенсионерам становится лучше, но остальным обездоленным - хуже. Начнется сокращение реальных доходов мелких торговцев, сокращение деловой активности вообще и реальных доходов рабочих, фермеров, крестьян. Как следствие, происходит рост разрыва между разными слоями обездоленных.

В части борьбы с безработицей создается ощущение, что для руководства страны угроза безработицы маячит где-то впереди, и никто не представляет как, какими механизмами системно бороться с безработицей. Согласно плану антикризисных мер, на снижение напряженности на рынке труда из федерального бюджета будет выделено 36,3 миллиарда рублей. Предусматривается, что в 2010 году удастся удержать "прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 года". То есть эта цифра сохранится на уровне 2,2 миллиона человек. Одновременно правительство особое внимание намерено уделить выводу из "тени" иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.

Наблюдается полный провал с социальной справедливостью. Постоянно декларируемое как цель бюджетной политики выравнивание уровня предоставляемых гражданам государственных услуг не выполняется. Дотации, субсидии, а также субвенции бедным регионам не влекут реального выравнивания. Никто не понимает требуемого соотношения различных видов финансовой помощи – сколько должно быть дотаций, какая часть должна идти на субсидии.

Дело в том, что с точки зрения Правительства, выравнивание касается доходной части бюджетов, а на расходную часть региональных бюджетов федеральные власти вообще влиять не могут. Как результат, с точки зрения эффективности расходов, те, кто имеет больше, получают из бюджета больше за счет того, что в бюджетных расходах постоянная составляющая очень велика, а бюджетная реформа ориентирована на представление государственных услуг людям вместо финансирования бюджетных учреждений. Например, постоянные расходы, скажем в школе с 1000 учеников и со 100 учениками примерно одинаковы, а поступления из бюджетов различаются в разы.

Как следствие, идет дальнейшее разорение сельской местности, бегство населения оттуда и улучшение жизни в городах за счет перераспределения бюджета. В сельской России, в глубинке просто гибнет цивилизация. Исчезают школы, больницы, дворцы культуры, приходят в негодность дороги. Скоро там не будет достаточного количества людей для поддержания жизнедеятельности. Целевые программы типа строительства сельских школ не спасают именно в силу своей точечности, ориентации на софинансирование федерального и регионального бюджетов, опоры на субсидии.

Основной, гибельный философский,я бы сказал, просчет нынешней бюджетной реформы состоит в ее главном принципе - бюджет служит для оказания государственных и муниципальных услуг человеку, личности, гражданину. Эта философия некритично воспринята авторами реформы у западников, и используется как аксиома, не подлежащая рассмотрению, анализу и разбору. На первый взгляд, этот принцип и смотрится красиво.
Но он ошибочен.

Бюджет должен служить не каждому конкретному индивиду. Он должен служить групповым, а не индивидуальным интересам человека, даже его социальным интересам. А конфликт интересов между личностью и группой, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, конфликты интересов между личностью и обществом, личностью и государством, обществом и государством слишком сильны. Конкретные интересы человека вступают в острейшее противоречие с интересами его группы, других групп, интересами общества.

На самом деле депопуляция сельской России, ее одичание, варваризация, уничтожение цивилизации - сельских домов культуры, больниц, школ-дворцов, столь характерных для "колхозов-миллионеров" брежневской РСФСР - прямое и, что хуже, осмысленное и осознанное следствие бюджетной реформы. И не ее провала, а ее успеха.
Постулат "выравнивания объема и качества государственных и муниципальных услуг населению" неизбежно приводит к тому, что разрыв между городом (прежде всего, областными городами) и деревней принимает запредельные, нестерпимые масштабы. Плотность населения становится решающим фактором, определяющим уровень благосостояния.

Но депопуляция сельской России, варваризация глубинки вовсе не в интерсах городских жителей. Это даже не миф, это просто прямая ошибка разработчиков бюджетной реформы. Они просто напросто это не учли, забыли, не продумали последствия... Это кабинетные люди. Им невдомек, что место, освобожденное потомками колхозников, уехавшими в город, не останется совершенно пустым. Найдутся люди, которые захотят его занять. И ими вполне могут оказаться маньчжуры, корейцы, уйгуры и другие народы, не испытавшие материальных благ современной цивилизации. Но даже если эти земли превратятся в пустыню, лишенную людей, последствия этого могут оказаться удручающими... Люди - слишком мощный фактор организации современной земли...

Мы можем уже говорить о полном провале пенсионной реформы. Ни одна из заявленных целей и задач не достигнута и не решена. Это понимают решительно все, на мдею реформы уже никто не обращает внимание, деньги на пенсии выделяются из бюджета, а не пенсионного фонда. Само его наличие противоречит базовым принципам, философии, как бюджетной реформы вообще, так и бюджетного кодекса в частности. Противоречит и отказу от фондовой философии бюджетной реформы в пользу денежнопотоковой, так как даже целевые налоги у нас не могут быть привязаны к расходам. Исключение сделано для пенсионного фонда. Исключение не работает и работать не будет. Все боятся озвучить это вслух.

Мы можем говорить, что географическое дифференциация благосостояния населения по доходам бюджетной политикой только усиливается. Фактически речь идет о полном провале бюджетной реформы вообще в части соответствия результатов поставленным целям и задачам. Региональные бюджеты практически все оказываются дотационными, но при этом формально совершенно независимыми от центральной власти. Центральные власти не имеют право вмешиваться в бюджетный процесс в регионах.
А дотации по сути - добрая воля федерального бюджета. Если вам эта система независимости и дотационности кажется сумасшедшей, не пугайтесь. С головой у вас все нормально. Это система такая.

Федеральная помощь региональным бюджетам выражается в виде дотаций и субсидий (природа субвенций – несколько другая), но пропорции субсидий и дотаций, какая форма помощи более эффективна, более способствует экономическому и социальному развитию регионов, не понимает никто. Не ясно, что лучше – дать бюджетам больше денег на дотации или просубсидировать дополнительные расходы. Решения принимаются, исходя из сложившейся практики, в строгом соответствии с утвержденными формулами распределения дотаций и субсидий, с каждым годом усложняющимися все больше и больше. Можно сказать иначе с юридической точки региональные бюджеты независимы,
а с экономической, позиция Минфина России состоит в том, что дотации должны быть объективны и предсказуемы, то есть от позиции федеральных органов исполнительной власти независимы, а зависимы от однозначных формул...

Муниципальные бюджеты за исключением муниципальных образований в больших городов просто несостоятельны. Нормы бюджетного процесса там исполнять просто некому, не хватает квалифицированных финансистов. Вообще сам факт постоянных угроз правительства сократить дотации из федерального в региональные бюджеты, если те будут забирать доходы у муниципальных бюджетов в региональные, лучше всего свидетельствует о реальном положении дел во взаимоотношениях региональных и муниципальных бюджетов.

Таким образом, борьба с кризисом будет вестись преимущественно средствами кредитно-денежной политики, а основным инструментом станет сокращения кредитных ставок. Кредит – основа современной рыночной экономики, независимо от того, как к этому оотносится. Но пока мы можем констатировать Отсутствие Кредита с большой буквы в России. ЦБ как не выдавал деньги банкам систематически, то есть устойчиво, предсказуемо, прозрачно, так и не выдает. Меры всегда чрезвычайные. Эмиссия идет через валютную биржу. Иными словами, по факту источник Кредита в России не эмиссионные органы, а ФРС США и евробанк.

В таких условиях две функции Банка России - борьба с кризисом и контроль над банковским сектором становятся взаимоисключающими. Для эффективной кредитной политики необходимо надзор за банками у ЦБ отбирать и передавать в какой-то иной орган, но никто на это не пойдет. Как следствие, кредитно-денежная политика при существующей институциональной системе, вернее всего, не сможет вытянуть страну из кризиса. Забота о сохранении существующей платежной системы, то есть недопущение банкротства крупных банков или массового их банкротства будет вынуждать Банк России принимать меры, идущие вразрез с философией борьбы с кризисом. Правительство России же подчеркивает в Плане антикризисных мер, что "положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить, что начавшийся экономический рост в России является сбалансированным и не основан на появлении новых "пузырей" на отдельных рынках". Так вот задача сохранения платежной системы любой ценой будет вынуждать ЦБ перекредитовывать проблемные банки снова и снова, тем самым раскручивая инфляцию. Выхода из порочного круга чисто монетарными средствами, очевидно, нет и не может быть.

Понимая это, Правительство в помощь центральному банку готовится проводить политику формирования "длинных денег" в экономике. Для этого будут задействованы такие источники, как пенсионная и страховая системы, создаваться совместные с иностранными инвесторами фонды инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и так далее). Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов правительство будет сокращать долю госсобственности в экономике, проводя приватизацию на основе конкурсов и аукционов, в том числе размещая акции компаний на IPO и SPO.

Это, кстати, имеет отношение и к борьбе с коррупцией. Минфин, например, системно и, с моей точки зрения, совершенно гениально борется с коррупцией в своих рядах. Он просто снимает с себя ответственность за все потенциально коррупциёмкие сферы, передавая ответственность за них в ФОИВы и региональные бюджеты. Ответственность с минфиновских чиновников снимается (но их согласование все равно будет нужно). Sapienti sat.

Весь глубинный смысл административной и бюджетной реформы и сводился к тому, чтобы любой человек, любая кухарка мог бы быть средним начальником - строго действовать по регламенту, жесткому, математичному, плюющему на здравый смысл и жизненный опыт, на справедливость и добро со злом, на интересы лоббистов и на чаяния обездоленных и подчиняющее абсолютно все великому и всемогущему РЕГЛАМЕНТУ...

Интересная получается вещь - все: и наверху, и внизу, и в Правительстве, и в оппозиции понимают, что бюджетно-финансовая реформа, как ее задумывала команда Кудрина, просто провалилась. Не сработала. Не выстрелила. Цели не достигнуты. Почти ни одной. То, что достигнуто частично (элементы перехода к системе финансирования государственных услуг от системы финансирования учреждений, пенсионная реформа) оказалось чудовищным по результатам, и компенсируется противным самой философии этих реформ возвратом к здравому смыслу при принятии бюджетных решений. И дело совсем не в том, плоха ли команда Министра финансов, или хороша, дело в том, что реформы провалены. Как факт. Надо бы было это признать и начинать выстраивать заново. Но нет, в бюджетном послании говорится: "Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей". То есть провал реформ официально не признается. И понятно, почему. Нынешнюю команду просто некем заменить. Ни в либеральных кругах, ни в коммунистических. Ни в других башнях власти. Ни в бюджетном комитете Думы. Вообще не кем. Никто эту работу не потянет. Можно, правда, наверное, кого-то подтянуть из областных органов власти, но ведь никто этих людей в центре не знает...

И меня это пугает гораздо больше, чем само направление реформ... Реально кадровый голод, как он есть. Не в личностном смысле кадровый голод, а в политическом...

P.S. По большому счету все последующие комментарии в течение года будут "обсасывать" особенности применения экономической политики, описанной в данной статье...

Дополнение
Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год

в т.ч.
Будут минимизированы различного рода «обременения» для застройщиков, завершено формирование в 2010 - 2011 годах системы документов территориального планирования. В 2010 году будет в основном завершено реформирование системы СНиПов с учетом современного уровня развития строительных технологий и хода реформы технического регулирования.
http://www.premier.gov.ru/anticrisis/3.html

P.P.S. Интересно только одно: как будут называться дома, построенные на основе "реформирование системы СНиПов с учетом современного уровня развития строительных технологий" - "путинки", "медведевки" или "медвепутинки"?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment