obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Конец Нибелунгов

Мариинский театр показал очередную сценическую редакцию "Кольца нибелунга" Рихарда Вагнера. В новой версии петербургской тетралогии ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ увидел зеркало старых мариинских проблем.

Вектор движения мариинского "Кольца" совпадает с генеральным антирежиссерским курсом, поддерживаемым в последние годы Валерием Гергиевым. Немецкие интеллектуалы, поставившие на рубеже веков две первые части тетралогии, в начале нулевых были отправлены в отставку. В сезоне 2003/2004 на пару с самим господином Гергиевым архаично-зрелищную концепцию всего цикла заново сочинил художник Георгий Цыпин. Режиссура Владимира Мирзоева и Юлии Певзнер, которой в петербургском "Кольце" изначально отводилась подчиненная роль, к концу десятилетия естественным образом выветрилась, а тетралогия превратилась в концертное исполнение музыки Вагнера под управлением господина Гергиева в сценографии господина Цыпина и в костюмах Татьяны Ногиновой. Не так уж и мало, если разобраться. Главное в "Кольце", вечный вагнеровский космос и вневременной, вненациональный эпос, было схвачено даже лучше, чем в иных спектаклях режиссерского театра.

Не хватало малости: сценической дисциплины и корректной пространственной разводки персонажей по сцене. До сих пор спектакли поддерживались в рабочем состоянии штатными режиссерами Мариинки и попадавшими в поле притяжения Театральной площади сторонними постановщиками. Накануне гастролей "Кольца" в Лондоне (29 июля — 1 августа) Валерий Гергиев решил обновить цыпинскую сценографию режиссурой Александра Зелдина, видеодизайном Свена Ортеля и пластикой Томаша Выгоды.

Команда под предводительством 24-летнего англичанина, до этого поставившего в Мариинке-3 два спектакля один хуже другого, оставила практически нетронутой "Гибель богов", порядком наследила в "Зигфриде" с "Валькирией" и убила на корню "Золото Рейна". О профессиональной беспомощности душеприказчиков "Кольца" кричала уже первая сцена предвечерия тетралогии, в которой рейнские волны изображались копошением артистов миманса в полупрозрачных тканях (этот же самодеятельно-беспроигрышный прием использовался для живописания подземного царства нибелунгов).

После такого аутодафе лоббировать любую режиссерскую концепцию было нелепо, однако господин Зелдин не унимался. С Вотана он снял маску египетского бога Анубиса, отобрал у Фрики маску богини-львицы Сохмет, переодев верховного бога и его супругу соответственно в белый халат и черное коктейльное платье. Карлик Альберих лишился своего болотного фрака, надел рубище и из уморительной жабы превратился во вздорного старика. Великаны Фазольт и Фафнир больше не выкатываются на сцену горными осколками, а топчут подмостки обувью на высоченных платформах. Приносящее гибель золото персонифицирует куча бездыханных человеческих тел.

Судя по всему, режиссером двигало желание вочеловечить историю "Золота Рейна", сняв с рассказываемой Георгием Цыпиным истории налет всякой фантастической "нездешности". В итоге, потеряв сказочную мифоемкость и визуальную зрелищность, замусоренная неряшливым светом господина Ортеля и кафешантанными па господина Выгоды, постановка впала в унылый буквализм. В трех основных частях тетралогии Зелдин и компания пакостили уже по мелочам. На "Полет валькирий" их явно вдохновила постановка Патриса Шеро, повторенная в виде фарса с болтающимися на крюках трупами-мумиями героев Валгаллы и некрофильской оргией бритоголовых дев-воительниц в декольтированных платьях. В "Зигфриде" Птичка обзавелась свитой, облаченной в потерянные было древнеегипетские маски из "Золота Рейна", а социопатия заглавного героя передавалась его назойливым желанием публично поковыряться в носу. От оперы к опере присутствие режиссуры на сцене делалось минимальным и компенсировалось разве что регулярными выходами господина Зелдина на поклоны.

Сценическая история петербургского "Кольца" смотрится отчетливым отражением анархических процессов, происходящих сегодня в Мариинском театре. Самый амбициозный и громкий проект Мариинки в конце концов доверен полупрофессионалам. Спектакль превращается в лишенный авторства зыбучий палимпсест, в котором шелуха позднейших напластований делает едва читаемым первоначальный замысел. Два с половиной вечера подряд оркестр играет так, что хоть святых выноси — а на последнем спектакле вдруг выдает фирменный мариинский класс. К мариинской неразборчивости в профессиональных связях и творческой нестабильности в Петербурге, увы, уже почти привыкли. Как отнесутся к этому в Лондоне — большой вопрос.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1200713

Начесавшись под мышками, персонаж грузно спрыгнул с дерева, промемекал что-то невнятное и залез пальцами в нос. Затем пожевал обнаруженное, почесал сзади, расстегнул спереди и помочился на дрова кузни. После подбросил мокрых дровишек в топку и начал отливать меч.
Вы угадали, это - Зигфрид. И - опять угадали - в постановке лучшего театра России, Мариинского.

Господствущая элита отливает смену.
http://blanqi.livejournal.com/270744.html
Tags: Германия, Россия, искусство, культура, театр
Subscribe

  • Война пока подождет ...

    Да-с, о смысле Женевы-2021 Начнем с разгону. Итак, 2013 годочек - приход тов.Xi к власти и курс на самостийность. Для бибизяна так удобно…

  • Гардарика. Brave New World

    Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или…

  • Росасфальт. Без лоха жизнь плоха ...

    2021 "Ъ": "Росасфальт" предлагает штрафовать за шипованные шины летом В ассоциации обратили внимание на порчу дорожного покрытия такими шинами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments