obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Советская экономика: потаённое

Почему в последние годы советской власти уважаемый во всем мире академик, внесший столь огромный вклад в экономическое развитие СССР, фактически пребывал в "официальной опале"? Он имел немало наград, в том числе иностранных, но его позиция по большинству вопросов социально-экономического развития и внешнеторговой политики СССР примерно с середины 1960-х всё больше расходилась с линией руководства. "К сожалению, наша экономика давно идёт в пучину такого кризиса, который вполне может завершиться распадом СССР". Эти пророческие слова академик-экономист Тигран Сергеевич Хачатуров произнес еще в 1981 году…

последних 20 лет жизни он был главным редактором журнала "Вопросы экономики", руководителем Экономического Отделения АН СССР, возглавлял основанную им кафедру экономики природопользования МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1950-х был директором основанного им научного Института комплексных транспортных проблем при АН-Госплане СССР, возглавлял также международную ассоциацию экономистов-экологов и ассоциацию ученых-экономистов социалистических стран, в которой участвовала и Югославия. Кстати, Хачатуров не единожды предлагал допустить в эту структуру представителей экономической науки Китая, Албании и Северной Кореи, но в Кремле отвечали отказом. Потому, что внутри- и внешнеэкономическая политика этой «тройки», прежде всего Китая ,была продолжением той, что проводилась в СССР в послевоенные годы.

В 1940-1970-х годах Хачатуров был советником Л.М. Кагановича, М.З. Сабурова (председателя Госплана СССР ), А.Н. Косыгина.

И с кем только не беседовал! А то и дискутировал. И со Сталиным, и с Маленковым, Хрущевым и Сусловым, Брежневым и Байбаковым... Владислав Гомулка, Ким Ир Сен, Энвер Ходжа, Янош Кадар, Антонин Новотный, Александр Дубчек, Тодор Живков, Юмжагийн Цеденбал, Вальтер Ульбрихт, а также политические деятели и ученые-экономисты ФРГ, Франции, Австрии, Канады, США, Китая, КНДР, Югославии, Румынии, Чехословакии, Японии, Ирана, Скандинавии, Египта и даже Люксембурга с Лихтенштейном - и это не полный перечень собеседников или хороших знакомых Тиграна Сергеевича.


... советская экономика с 1960-х постепенно становилась всё более затратной и всё более зависящей от экспортно-сырьевых, особенно нефтегазосырьевых доходов.
Вдобавок, государство становилось заложником высокозатратных, хотя и экономически сомнительных, а то и вообще "липовых" проектов, успешно лоббируемых в политбюро ЦК КПСС и Госплане СССР национально-республиканскими властями,и, как следствие, государство всё в меньшей степени контролировало и использование капиталовложений, и статистику, и цены, да и общеэкономическую ситуацию в стране.

Кроме того, Хачатуров и его коллега академик Н.Н. Некрасов - председатель Совета по изучению и развитию производительных сил при АН Совета министров СССР, а также бывший руководитель общесоюзного Госплана М.З. Сабуров совместно выступили в 1976 году против развития промышленно-сырьевой базы только в Сибири и Средней Азии, резонно полагая, что такой крен, во-первых, существенно укрепит экспортно-сырьевую ориентацию экономики и экспорта СССР, усилив и без того развивающиеся межрегиональные диспропорции в стране. Во-вторых, приведёт к социально-экономической деградации обширные территории СССР, прежде всего в РСФСР (т.е. в России), превратив их в заложников как сырьевой политики других союзных республик, так и финансовых подачек со стороны центра . А в-третьих, резко усилится и политическое влияние в СССР властей и отраслевиков из "приоритетных" регионов. Хачатуров, Некрасов и Сабуров выступили за равномерное, причем комплексное социально-экономическое развитие всех регионов страны, в том числе их сырьевой базы.

По имеющимся данным, предсовмина СССР А.Н. Косыгин и министр газовой промышленности С.А. Оруджев в принципе одобрили такие предложения, но "брежневское" большинство отстояло свои приоритеты. Вдобавок, эта дискуссия совпала по времени с ростом закупок Западом советских нефти и газа. Что преподносилось "брежневцами" как фактор долгосрочного повышения экономического веса СССР в мире и, стало быть, правильности проводимой внутри- и внешнеэкономической политики.
Однако Хачатуров и его единомышленники не унимались. Не без их настойчивости и поддержки со стороны А.Н.Косыгина, в СССР впервые, хотя и малым тиражом, была издана книга советских и восточноевропейских экономистов об экономических реформах не только в "просоветской" Восточной Европе, но и в Югославии, Китае, Албании, Северной Корее, во Вьетнаме и на Кубе ("Планирование, организация и управление народным хозяйством в социалистических странах", М., "Наука", 1974).

Хачатуров был в числе тех, кто поддерживал "вызволение" из многолетнего забвения в СССР методов комплексного экономического прогнозирования на базе текущих и перспективных межотраслевых балансов: эти методы впервые былиразработаны еще в 1920-х в СССР и успешно апробированы за рубежом отечественными учеными, впоследствии эмигрантами, - Василием Леонтьевым и Семеном Кузнецом. Хотя эти методы так и не были востребованы "официальным" советским планированием, такая наука - экономическое прогнозирование-моделирование, - благодаря усилиям Хачатурова, Косыгина и их единомышленников, стала развиваться в СССР с середины 1960-х (после короткого периода её "легальности" в начале 1950-х - тогда в СССР были проведены дискуссии по хозрасчету, общеэкономической проблематике и первое международное экономическое совещание с участием глав государств и правительств 25 стран). И.В. Сталин опубликовал осенью 1952-го последнюю свою экономико-аналитическую работу "Экономические проблемы социализма в СССР", в которой он подробно рассматривал, в частности, те же вопросы реформирования экономики, которые впоследствии выдвинули вслед за ним Косыгин, Хачатуров и Некрасов.

Между прочим, та линия продолжилась... через 30 лет. В 1983-1984 гг., по некоторым данным, по поручению К.У. Черненко проводилась работа по подготовке комплексной программы экономических реформ, подчеркнем, с акцентами на упомянутые мероприятия в начале 1950-х и на ту же книгу Сталина. Хачатуров участвовал в той работе. Подтверждением этого являются, например, публикации молодых ученых-экономистов в журнале "Экономические науки". Причем в №11 того журнала впрямую было сказано о научно-практической значимости упомянутой работы Сталина и экономических дискуссий конца 1940-х-начала 1950-х годов - впервые после 30-летнего не только забвения, но и шельмования той книги. Известно, что без поддержки со стороны Хачатурова эти публикации вряд ли бы появились...

Ещё в первой половине 1980-х, по мере роста объемов капиталовложений и одновременного снижения их эффективности в СССР, Т.С.Хачатуров предложил оформлять и предоставлять инвестиции (исключая оборонные отрасли) в качестве возвратных инвестиционных кредитов без процентных ставок или с минимальным их уровнем. При этом он ссылался на успешный опыт в этой сфере Венгрии и Югославии. Ибо, по его мнению, всё большее число получателей капиталовложений и отраслевых ведомств в СССР фактически не контролируют использование выделяемых средств и лишь формально ответственны за их эффективное использование. Такой инвестиционный механизм для советских предприятий Хачатуров и Некрасов предлагали использовать прежде всего в особых экономических зонах в ряде приграничных и приморских "точек" СССР: создание этих зон намечалось в рамках "косыгинских" экономических реформ в конце 1960-середине 1970-х гг. Но и эта инициатива была отвергнута, а сами эти реформы уже в начале 1970-х де-факто прекратились.

Но Хачатуров с Некрасовым продолжали отстаивать эту идею.

Так, в 1988 году Тигран Сергеевич подсчитал и публично об этом заявил: ежегодные потери от происшедшего за 1970-1980-е годы снижения эффективности капиталовложений превысили почти на четверть среднегодовые материальные потери от Великой Отечественной войны!

Официальной реакции на это не последовало...
Несмотря на уже преклонный возраст и болезни, Хачатуров по профессиональному призванию неустанно организовывал в СССР и за рубежом важные научно-практические мероприятия. В частности, под его руководством была успешно проведена в Москве в 1979-м международная конференция "Транспорт на дальние расстояния", в ходе которой Т.С. Хачатуровым впервые было предложено приарктическим странам разработать совместную долгосрочную программу освоения Арктики. На том же форуме он, опираясь на свои доскональные расчёты, предложил возобновить прерванное в 1950-х строительство железных дорог, призванных существенно улучшить транспортное обеспечение экономики, социальной сферы Советского Севера и повысить их доступность для других регионов страны, - "Заполярного Транссиба" (Салехард-Надым-Норильск-Игарка-Якутск-Магадан с ответвлением на Чукотку и Камчатку) и БЕЛКОМУР (Архангельская область-Коми-Пермская область-Урал). В те же годы он настаивал на реализации других межрегиональных транспортных проектов, частично осуществлявшихся в 1940-1950-е годы, утверждая, что иначе может распадаться единое транспортно-экономическое пространство СССР. Но и такие идеи не были восприняты в Кремле. А вот сегодня большинство именно этих проектов восстанавливается, дорабатывается или уже осуществляется - по тем же причинам.

Если точнее, Хачатуров - в свои 82 года - почти весь 1988-й год по собственному почину просчитывал и научно доказал целесообразность комплексных мер по социально-экономическому развитию Южного Закавказья и, в частности, строительства сквозной железной дороги Баку-Нагорный Карабах-Лачин(Азербайджан)-Южная Армения(Зангезур)-Нахичеванская автономия Азербайджана-Турция. Характерно, что этот проект сегодня - в числе мер комплексного азербайджано-армяно-турецкого урелугирования...

Эту магистраль планировалось построить в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, но уже в те годы усугублялись разногласия между Ереваном и Баку, что оставляло тот проект в архивах. Но, как считал Тигран Сергеевич, такого рода проекты сведут к минимуму социально-политическую составляющую конфликта и, вдобавок, с помощью этой магистрали Советское Закавказье станет главным транзитным плацдармом в обширном черноморско-каспийско-среднеазиатском регионе. С её же помощью в Нагорном Карабахе, Зангезуре (Южная Армения), Нахичеванском и Лачинском регионах Азербайджана будут наконец-то разблокированы крупные ресурсы железной руды, руд многих цветных металлов, нефти, урана, золота, серебра, бокситов, угля, сланцев, ртути, минвод и лечебных грязей.

Весной 1989 г. этот проект, в числе других социально-экономических мер, в последний раз предлагала в Баку, Ереване и Степанакерте группа учёных-экономистов и транспортников армянской и азербайджанской национальности, сформированной и руководимой академиком Хачатуровым. Он денно и нощно доказывал местным властям и "подвластным" экспертам долгосрочные выгоды от такого рода проектов, особенно железнодорожного. С ним вроде бы соглашались, обещая дать официальное согласие и известить об этом Кремль. Но вскоре Хачатурову на Старой площади в Москве посетовали на "несогласованность действий ученых и государственного руководства".
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/on_predskazal_raspad_sssr_2009-09-14.htm

Теперь одна занимательная карта большого размера


http://pics.livejournal.com/amazonka_urals/pic/00015x9w
http://amazonka-urals.livejournal.com/170035.html

Новые железные дороги
в постсоветском пространстве
http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200000301

Два графика



http://zhu-s.livejournal.com/53176.html

И ряд нелицеприятных выводов
1) Теория "нефтяной иглы" СССР и решающей роли Саудовской Аравии в 1986 г. в разрушении СССР является крайне неполной и односторонней, скрывающей истинных виновников. Скрывается гигантский размер вложений в добычу углеводородов Западной Сибири (как минимум начиная с 1970 г.) и низкая в целом народнохозяйственная эффективность этих вложений. При этом было очевидно, что нарастание добычи в других регионах снизит цену на нефть.

2) Строительство железнодорожной инфраструктры СССР:
а) в Зап. Сибири значительно отставало от обустройства новых месторождений
б) для восточной части СССР (России) не обеспечивало нужную степень транспортной связности и удорожало перевозки и освоение территорий

3) Возникновение нефтегазового лобби /первопроходцы в крупной приватизации и акционировании газовики (Газпром) и нефтяники (ЛУКОЙЛ: Алекперов - зам. министра нефтяной и газовой промышленности СССР)/, привыкших к бесконтрольному распоряжению средствами (пик добычи нефти в РСФСР - 1987 г.)
и варварских способах добычи (падение добычи на 25% в 1987-1991 г.)
http://www.hse.ru/fakultet/cafedras/caf_pabm/materials/lecture-oil1.doc

3а) Истеричность в наращивании темпов добычи и чудовищная сделка газ-трубы: Проект был выгоден, прежде всего, для Германии, которая развивала металлургическую промышленность, покупала дешевый газ на границе и реализовывала его потребителям по цене втрое выше.

В рамках контракта века "газ-трубы" магистральные газопроводные трубы большого диаметра (1420 мм) еще с 60-х прошлого века поставлялись немецкой фирмой Маннесман, и до конца 80-х доля концерна Маннесман в общем объеме поставляемых труб, как правило, не падала ниже 40%.


Когда-нибудь историки (или следователи) дадут ответ на вопрос о том, почему за тридцать лет в России не было налажено масштабное производство труб диаметром 1420 мм. Но факт налицо — до сих пор почти все трубы такого диаметра "Газпром" экспортирует из-за рубежа. Мстительные металурги подсчитали, что газовики тратит на это дело мимо их кассы от $300 млн до $400 млн в год. В золотые советские годы из государственного бюджета СССР на закупку ТБД выделялось даже в несколько раз больше средств, чем сегодня. Эксперты подсчитали, что в рамках контракта "газ-трубы" уже к 1980 году Германии за трубы большого диаметра было выплачено $11 млрд.

Завесу на этой "тайной века" помогла приоткрыть давняя публикация журнала "Коммунист", датированная от 16.02.1989 г. В статье "Зря денег не дают" молодой экономист Егор Гайдар пытается понять, "куда же, собственно, ушли огромные валютные поступления тех лет, когда цены на нашу нефть были высокими, почему из периода максимально благоприятной конъюнктуры мы вышли со значительным внешним долгом". Этот риторический вопрос не потерял актуальности и до сегодяшнего дня.

Что бы не быть голословным экономист Гайдар приводит весьма любопытные цифры. В те годы Советский Союз был бесспорный мировой лидер по объему производства проката. Тем не менее, дефицит его качественных видов приводил к тому, что импорт проката из развитых капиталистических стран традиционно превышал наш экспорт (в 1970 году соответственно 0,5 и 0,3 миллиона тонн). В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов (с началом кризиса в черной металлургии Запада!) объем советского экспорта остается на прежнем уровне, закупки в развитых капиталистических странах быстро растут: за 1970-1980 годы увеличиваются в 8 раз. Так что наш советский вклад в германское "экономическое чудо" еще до конца не оценен!

Егор Гайдар особо отмечает, что в ходе масштабного кризиса западной металургии структурные проблемы распространились и на рынок стальных труб. С 1980 по 1986 год их производство сокращается в США в 3,3 раза, во Франции — на 26 процентов, в Японии — на 14 процентов. Из крупных капиталистических стран-производителей лишь ФРГ удается сохранить достигнутый объем производства. Поскольку СССР — ведущий производитель стальных труб в мире — быстро наращивает импорт ТБД из развитых капиталистических стран, в том числе за счет связанных кредитов, полученных под сделку "газ-трубы". В 1970-1980 годах импорт ТБД увеличивается в 3 раза, а в 1980-1986-м — еще в 2 раза. В 1986 году общий объем закупок СССР труб за рубежом уже заметно превысил их совокупный выпуск в США, Великобритании и Франции.

Страстный публицист из журнала "Коммунист" пишет, что с точки зрения экономического здравого смысла динамику наших закупок в развитых капиталистических странах вообще понять непросто. И тонко намекает на возможную коррупцию в рядах внешних торговцев: "То, что корпорации активно формируют спрос, в том числе и спрос зарубежных партнеров, стало после ряда крупных политических скандалов общеизвестным". Егор Гайдар гневно обличает нравы самозванных распорядителей народным достоянием: "Ведь цели западных корпораций и отечественных ведомственных структур могут прекрасно дополнять друг друга. Первым необходимо прибыльно реализовать свою продукцию, для вторых соображения, связанные с ее ценой, реальной экономической эффективностью, играют второстепенную роль. Важно доказать необходимость контракта, получить под него валютные ресурсы".
http://www.apn.ru/opinions/article9309.htm

И как следствие нарастание зависимости от зарубежья даже в таком достаточно элементарном вопросе.
"Лучший немец" М.Горбачев и германофил В.Путин - это не случайность, а закономерное порождение брежневского курса.

4) Оттягивание нефтегазовым и военным лобби СССР основного потока инвестиций на себя. Отсюда и усиливающееся отставание СССР начиная с 70-х гг.

5) Стремление элит союзных республик поучаствовать в дележе и бесконотрольном использовании инвестресурсов по примеру "старшего брата" и непротивление этому союзных властей.

-----
6) Заигрывание с Западом
Решение о создании Международного института прикладных системных исследований было принято Линдоном Джонсоном вскоре после того как он стал президентом и было поручено от США Президенту Ford Foundation и советнику по национальной безопасности McGeorge "Mac" Bundy (Мак Банди). От СССР созданием института руководил Дзермен Гвишиани - сын генерала ГКБ и зять КОСЫГИНА (Имя образовано из Дзержинский и Менжинский).
http://sl-lopatnikov.livejournal.com/202870.html
Этот пункт надо читать в паре с книгой Исповедь экономического убийцы О том как страны Запада проталкивали выгодные для себя и невыгодные для партнера экономические проекты...
и заигрывание с Восточной Европой
СССР только максимум половину своей нефти продавал по мировым ценам, а остальное по льготным (как минимум в два раза).
Советский экспорт нефти оплачивался капиталистическими и социалистическими государствами по-разному. С капстранами расчеты производились по мировым ценам. Цены для социалистических стран в последние годы существования СССР определялись на базе мировых цен, действующих в течение 5 лет, предшествующих году поставки. Поэтому когда цены на нефть в торговле с соцстранами достигли в 1986 г. своего «потолка» – 174 руб. за тонну, цены на нефть с оплатой в свободно конвертируемой валюте составили лишь 62 инвалютных рубля за тонну. В 1989 г. в России около 80% валютной стоимости импорта оборудования и потребительских товаров оплачивалось за счет экспорта сырьевых ресурсов. При этом топливо и энергия составляли свыше 40%, а металлы менее 10% экспорта в зарубежные страны в долларовом исчислении

А как цены на нефть упали, дружба с СССР для Восточной Европы стала и ненужна :)))

P.S. В общем, экономика СССР эпохи Брежнева - крайне темная область, тем более, что выгодополучатели от тех неэффективных решений рулят ныне: чего стоит Газоскреб - типичное развитие мысли советского нефтегазового лобби.
Tags: СССР финансы, история, карта, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments