obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Мимолетное. Воткинская ГЭС

Гидроузел строился быстро, ударными темпами. Первые суда через левую шлюзовую камеру прошли уже 7 мая 1962 года. А через три дня, 10 мая, случилась первая авария.

Во время шлюзования парохода «Дмитрий Фурманов» (475 человека на борту) и грузового теплохода «Криуши» (12 человек) на стенках камеры шлюза находились люди, наблюдавшие за шлюзованием, а в правой камере шлюза и межкамерном пространстве производились работы, на которых были заняты 63 человека.

В 15 часов 05 минут швартовка судов была закончена, и с них подали сигналы о готовности к шлюзованию. В это время на участке протяженностью 110 метров, в пределах 1-4 секций, произошло обрушение правой стенки левой камеры в сторону межкамерного пространства.

Из-за этого поток воды хлынул в образовавшийся проран и мгновенно заполнил межкамерное пространство и правую камеру шлюза. Благодаря действиям команд судов на бортах никто не пострадал.

Но пострадали те кто был на берегу, точнее на стенах камеры. 21 человек погиб, 15 получили ранения.

"...Пуск в декабре 1961 года двух первых гидроагрегатов дался коллективу Воткинскгэсстроя очень нелегко, несмотря на трудовой подъем и небывалый энтузиазм. На это были брошены все силы и средства, иногда даже в ущерб работам на шлюзе.

Утвержденные сроки не выдерживаются (первоначальная дата ввода в эксплуатацию левой камеры шлюза - 1 мая 1962 года, правой - 20 мая). Принимается решение: сосредоточить все силы на левой камере и пускать пока только ее. Но времени и сил все равно не хватает, выясняются досадные просчеты и неувязки.

В такой нервной обстановке пусковая комиссия, возглавляемая Севастьяновым все-таки дает разрешение на ввод левой камеры шлюза в эксплуатацию по временной схеме..


Владимир ШИПКОВ, начальник отдела оборудования Воткинскгэсстроя:

- Я был на месте происшествия через 20 минут и видел жуткое зрелище. Вода с шумом изливалась через пролом из левой камеры в межкамерное пространство и далее через недостроенную стенку - в правую, где под ее напором распахнулись ремонтные ворота. В межкамерном пространстве на поверхности воды бурлили гигантские водовороты, огромные деревянные щиты опалубки плавали. Шансов уцелеть в подобной ситуации было ничтожно мало, но спасшиеся все-таки были.
Благодаря самоотверженным и умелым действиям двух инженеров удалось прекратить поступление воды в шлюз. Для этого им пришлось, расположившись с обеих сторон ворот и обмениваясь только знаками, поскольку из-за шума потока ничего слышно не было, закрывать верхние ворота.

В составе комиссии, которую возглавлял первый секретарь обкома партии Галаншин, проверяли по билетам, всех ли пассажиров с «Фурманова» удалось эвакуировать, не погиб ли кто. Все 423 человека оказались целы и невредимы. Когда мы их опрашивали, почти все шепотом, оглядываясь по сторонам, говорили об очень грубой швартовке: пароход буквально протаранил кормой стенку шлюза.

* * *

Ноябрь 1959 года. Колонный зал Дома Союзов. Всесоюзное совещание по энергетическому строительству. Все идет своим чередом, пока в зале не появляется Хрущев, неожиданно для всех вернувшийся из Пицунды. Он сразу ринулся к трибуне и среди прочего заявил: «Гидроэлектростанции строятся очень долго, дорого, запасы прочности неоправданно большие. Нужно всячески экономить материалы и ускорять темпы строительства...»

Сказано - сделано. Началось страшное давление на проектировщиков. В том числе и на сотрудников Ленгидропроекта, которые уже в ходе строительства перепроектировали шлюз (из двухступенчатого он стал одноступенчатым).

После аварии на гидроузле работала экспертная группа, члены которой выяснили немало интересного. При всей пристрастности они так и не нашли сколько-нибудь значительных отступлений от проекта и нарушений технологии строительно-монтажных работ. Зато при анализе самого проекта были выявлена масса серьезных ошибок.

Авария 1962 года предотвратила гораздо более масштабную катастрофу, которая могла произойти после заполнения Воткинского водохранилища до уровня нормального подпорного горизонта. Гибель людей заставила перепроверить буквально все и внести в конструкцию гидроузла такие изменения, которые превратили его в надежное сооружение.

Так почему же удалось уйти от ответственности проектировщикам?

Дело в том, что к тому времени отечественная гидротехническая наука наконец-то вышла на международную арену. В Египте на реке Нил шло сооружение уникального гидроузла - Высотной Асуанской плотины. Спроектирована она была сотрудниками того же института, возводилась на советские деньги при активнейшем участии советских строителей.

Представьте, каков был бы международный резонанс, если бы президент Египта Гамаль Абдель Насер и мировая гидротехническая братия узнали о том, какие грубейшие ошибки и просчеты, повлекшие за собой человеческие жертвы, допустили разработчики при проектировании Воткинской ГЭС. О международном признании и мировом гидротехническом рынке можно было бы забыть раз и навсегда. Вот поэтому и старались всеми правдами и неправдами не допустить и тени сомнения в компетентности отечественных проектировщиков даже в Советском Союзе, чтобы это не просочилось на Запад..."
http://riverpilgrim.livejournal.com/232791.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments