obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Из всех искусств важнейшим...

Побродив по сети, решил сформулировать некоторые впечатления об ассортименте представленных к скачиванию фильмов. Из всего набора фильмов остановлюсь на историческом кинематографе и, частично на экранизации эпоса раннего средневековья, как наиболее показательных в пропагадистском плане.

Безусловным лидером проката, естественно, является англо-американское кино.
Основные темы: ВМВ, история США и Великобритании (ВБ), включая раннее средневековье (для ВБ и вообще для северной Европы), греческая и римская история.

Современный исторический кинематограф Германии практически отсутствует.
Под "отсутствует" я понимаю отсуствие положительных образов государственных деятелей германской истории. Период 1933-1945, естественно, выпадает, истории типа "Берлин. Александрплатц" - тоже.
Исключения:
а) фильмы про императрицу Сисси (1955-1957) - жену Франца-Иосифа
б) два фильма 40 летней давности: "Нибелунги. Месть Кримхильды", "Нибелунги. Зигфрид " (оба - 1967);
в) фильм Карл Великий (Франция - Италия - Германия, 1993), 3 серии
г) фильмы про последнего баварского короля (сошедшего с ума)
д) Тренк. Два сердца - одна корона (2003) /события при дворе Фридриха Великого/

Решил специально даже ознакомиться с тем, что пишут о немецком кино
http://en.wikipedia.org/wiki/Cinema_of_Germany
http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=2407
http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/flm/ruindex.htm
А также что нынешние немцы сами представляют как 100 важных немецких фильмов
The 100 Most Significant German Films. Прошел по этому списку, что интересно: наиболее привлекательные названия - фильмы до 1945 г. или же послевоенная чернуха.

Даже если считать немецкую историю 1870-1945 гг. - "угаром милитаризма", то все равно за бортом оставется гигантский массив истории - V-XI века - когда германская история крайне трудно отделима от общеевропейской, представляя ее существенную часть, XII-XVI века - история Германии как часть единого европейского католического мира, XVII-XIX вв. - Германия как крайне мозаичная и разннобразная страна, питомник наук и искусств. Кстати, в русском ЖЖ-ссообществе о немецких фильмах всего 4 записи от 2005 г.
В общем вопрос ясен - немецкий кинематограф обречен на мелкотемье в силу зависимого положения Германии.

Вот теперь полностью становится понятно, что Германия - действительно проигравшая страна, до сих пор оккупированная и не имеющая собственного голоса. Причем имеются многочисленные сюжеты истории даже V-XI веков, которые могли бы ярко описать не только германскую историю, но и единство европейских народов, что послужило бы и для европейской интеграции.
Что интересно, но наиболее громкие фильмы о немецких деятелях культуры, например, "Амадей" делают англо-американцы.

Французский кинематограф представлен различными фильмами о Жанне Дарк, Наполеоне, Людовике XIV и куртизанках при дворах различных монархов. Есть фильмы серии "Проклятые короли".

Испанский кинематограф - отдельные фильмы из испанской истории, которые не имеют общеевропейского звучания. Это и понятно, сплошные табу политкорректности и общечеловеческих ценностей. Поэтому выпадает вся Реконкиста (более 700 лет), борьба с варварийскими пиратами после Реконкисты - еще порядка 200-250 лет, борьба с турками. Из-за религиозной розни нет ничего эпического про Карла V и Филиппа II. Завоевание в Америке - тоже табу.
Но не табу - английские фильмы прославляющие пиратов!

Японский кинематограф достаточно предсказуем - исторические фильмы про самураев и контакты с европейцами, включая ВМВ.

В российском и околороссийском кинематографе обнаружил интересные для себя моменты:
Недостаток положительного восприятия российской истории принуждает режиссеров браться за воспевание других наций:
Сокуров - про Японию (Хирохито)
Кончаловский - про Англию (Гернрих II) - "Лев зимой".
Другая тенденция - возрастание интереса к Чингисхану. Вплоть до появления фильма "Первый нукер Чингис-Хана" (2006), снятого на бурятском (!) языке.

Отмечу, что российский кинематограф имеет прекрасную историческую базу, созданную в советскую эпоху - "Александр Невский", "Иван Грозный", "Петр I", "Суворов", "Юность Петра", "В начале славных дел" и др. Именно она не дает утонуть в море нынешней чернухи. Ознакомление с историей кинематографа помогает понять, что все современные антироссйиские поделки российских "творцов" хорошо укладывются в каноны англо-американской пропаганды, начиная от "К дьяволу кайзера" и "Берлинское чудовище" времен ПМВ, через "Великий диктатор" и заканчивая современными фильмами.
Радуют своими поделками и лимитрофы: "Владыкка Андрей" (Украина, 2008) и Стражи Риги (Латвия, 2007).

Отсутствуют как класс арабские (или даже исламское или специфически суннитские) исторические фильмы, хотя нефтяные монархии могли бы проспонсировать что-нибудь эпическое, типа небоскребов в Дубае. Борьба с Византией, крестоносцами и монголами могла бы дать огромный материал для киноэпопей...

Но наибольший интерес представляет китайский кинематограф. Если еще 20 лет хиты о Китае снимали европейцы ("Последний император", 1987), то сейчас уже широко представлены непосредственно китайские картины. Процесс этот начался лет пять назад, а за последние годы приобрел стремительный характер: Проклятие золотого цветка (2006), Полководцы / The Warlords (2007),
Троецарствие: Возрождение дракона (2008), Битва у Красной скалы (2008), 1895 (Тайвань, 2008), Битва у Красной скалы 2(2009).
Интерес представляет также фильм "Дети Хуанг Ши"(Германия/Австралия/Китай, 2008) - Китай во время японского вторжения в 1937 году.


Таким образом, можно сделать следующие выводы. На общем фоне господства англо-американского исторического кинематографа совершенно не виден соответствующий европейский кинематограф с единой общеевропейской темой, восходящей к Карлу Великому. Германия, являясь экономическим мотором ЕС, не продуцирует явным образом идеологический контент, что приводит к неясности и аморфности самого ЕС, к беспрестанным потугам младоевропейцев. Общевропейская тема растащена по национальным: французскому, итальянскому, отчасти испанскому кинематографу, что не дает ощущения единства политической воли.
Напротив, мощная струя китайских фильмов позволяет говорить о наличии как экономических, так и политических притязаний.
Tags: Германия, Китай, Россия, кинематограф
Subscribe

  • Блеск и нищета техницизма

    2021-02-11 Пора выпускать из пробирки лёд-9? (1/x) С точки зрения теории коммуникации проблему возможность сноса и перезапуска всего Интернета…

  • Go to Navalning ....

    Идут на север, срока огромные. Кого ни спросишь – у всех указ. Взгляни, взгляни в глаза мои суровые. Взгляни, быть может, в последний раз. А…

  • Австрійський генштаб за роботою. Нові серії

    Любо! Работают регулярно и системно - Кубань, Башкирия. И от пришла пора Татарстана - "Рупор тоталитарной пропаганды" - разжигаэ - О героизации…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment