obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Автомобильные заметки


Арабский эмират Катар заинтересован в участии в обремененном высокими долгами немецком автоконцерне Porsche или в приобретении акций других немецких автопроизводителей. Об этом заявил в интервью агентству Reuters премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джасем Аль Тани. Он отказался сообщить какие-либо детали, ссылаясь на юридические причины, отметив лишь, что "этот вопрос в настоящее время изучается".
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4293322,00.html?maca=rus-Rambler-2009-3821-xml-atom

01.06.2009
Крупнейший в США автоконцерн General Motors (GM) в понедельник начал подачу исковых заявлений о банкротстве, передает Bloomberg. Первым с иском о добровольном банкротстве в суд явился нью-йоркский дилер концерна Chevrolet-Saturn of Harlem.
http://www.k2kapital.com/news/fin/614142.html

На 133-й день своего пребывания в Белом доме президент Обама принял решение, которое неизбежно потрясло мир: объявил о банкротстве компании General Motors. Кто не слышал расхожую фразу: «Что хорошо для GM, то хорошо для Америки!». Так вот этой компании, просуществовавшей 100 лет и более 70 лет бывшей крупнейшим производителем автомобилей в мире, больше не существует, а ее акции исключены из состава индекса Доу — Джонса. Конечно, говоря строгим юридическим языком, компания сама подала заявление о банкротстве, но всем хорошо известно, что это решение было принято при непосредственном участии Барака Обамы.

Но и это не все. GM начинает процедуру реструктуризации, получив от суда защиту от требований кредиторов, после чего миру будет представлена новая компания, где 60% акций будет принадлежать американскому правительству, которое уже предоставило компании около $20 млрд за последние полгода и пообещало вложить еще $30 млрд. Сверх того 12% акций будет принадлежать правительству Канады, которое на поддержку автогиганта выделило $9,5 млрд.

Агония General Motors закончилась. Компания под сильнейшим давлением новой американской администрации подала заявление о добровольном банкротстве под защитой 11-й главы соответствующего американского закона. В течение ближайших недель (например, для начавшей аналогичную процедуру компании Chrysler их понадобилось пять) GM должна полностью изменить и свое содержание, и свое лицо.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/06/03/198563

Речь идет о т.н. «контролируемом» банкротстве, когда конвейеры заводы не будут останавливаться, а новая администрация (контролируемая из Белого Дома) займется финансовым оздоровлением предприятия. По оценкам аналитиков банкротство GM – будет одним из крупнейших за всю корпоративную историю Америки. GM уже объявил о сокращении 20 тыс. рабочих мест, закрытии 11 заводов и продаже таких известных марок как Pontiac, Saturn, Saab и Hummer.

По нашим оценкам фактическая национализация General Motors (правительство США получит долю в новой GM объемом примерно 60%”) была неизбежна по нескольким причинам. Во-первых, резкое падение спроса на машины в США значительно сократило выручку автогиганта и сделало невозможным обслуживание непомерных долгов GM (только в июне предприятия должно выплатить свыше $1 млрд. держателям облигаций). Бесконечные вливания средств со стороны правительства – уже объявлено о новом гос.кредите в размере $30 млрд. – не спасают дело, т.к. непомерные расходы компании на фоне резкого падения доходов съедают все субсидии. General Motors требуется реструктуризация и сокращение социальных расходов, смена автомобильного ряда (с мощных и неэкономных автомобилей (джипов и т.п.) на малолитражные машины).

Во-вторых, банкротство и национализация автогиганта была предопределена рынком кредит-дефолтных свопов. Что такое CDS, или кредитно-дефолтный своп? Это – инструмент финансового страхования, страхующий банки и корпорации от дефолта по обязательствам. Это договор, согласно которому одна сторона за плату обязуется заменить другую сторону в случае неисполнения определенного (названного) обязательства. Если кто-то хочет повысить надежность купленных облигаций или выданных кредитов, он покупает на них CDS.

На кредиты и облигации General Motors также выпущены CDS. Объем обязательств GM оценивается в $1 трлн.! Для справки: весь объем рынка CDS по последним данным приближается к отметке $33-35трлн. Что происходит при отказе GM платить по своим долгам (кредитам, облигациям)? Это обязательство переходит по кредит-дефолтному свопу организации (обычно это крупный банк или страховая компания), которая продала кредитору этот своп. Таким образом может образоваться цепочка неплатежей и дефолтов, которая погребет под собой значительную часть финансового сектора.

Хотелось бы напомнить, что одной из причин фактической национализации страховой компании AIG стали кредит-дефолтные свопы проданные AIG на возможное банкротство банка Lehman Brothers. Невозможное случилось - Lehman Brothers осенью прошлого года подало на банкротство и AIG оказалась в ситуации, когда эта страховая компания должна была выплатить вместо Lehman Brothers его долги в той части, на которую были проданы CDS. Только помощь государство помогла AIG расплатиться по своим обязательствам.

Похожая ситуация сложилась и с GM. Как только компания перестает платить по своим долгам, эта обязанность переходит к крупнейшим банкам и страховым компаниям, которые продавали CDS на долги GM. И опять на помощь приходит Белый Дом, который летом этого года доведет вливания в автогиганта до уровня $45 млрд.! Очевидно, что гос. займы призваны предотвратить цепочку неплатежей и предотвратят ее. Но решение одной проблемы автоматически порождает другую. Гигантские вливания в GM осуществляются и будут осуществляться за счет бюджета США, дефицит которого приблизился к $1.8 трлн. долларов (12% от американского ВВП). Это вкупе с астрономическим долгом Штатов (свыше $11 трлн.) ставит под вопрос платежеспособность крупнейшей экономики мира. Спасение автогиганта может стать для администрации США пирровой победой. Сохранив GM Барак Обама может потерять высший рейтинг надежности своей страны, что в свою очередь еще больше приблизит, на наш взгляд неизбежный дефолт самого США по своим долгам.
http://kf-news.ru/2009/06/01/pyrrhic-victory.html

«Великих аферах» и «Чужих уроках» год за годом с назойливой периодичностью упоминалось законодательное положение американского Кодекса о банкротстве — Chapter 11. Положение это предоставляет компаниям уникальную возможность избежать мгновенной ликвидации — этой суровой участи несостоятельного должника практически во всех остальных странах мира.
Не менее шатка и иллюзия об уникальной «выгодности» банкротства по процедуре Chapter 11, поскольку эта «выгодность» носит удивительно избирательный характер. Выгоду извлекает, в первую очередь, высшее руководство компании (то самое, которое эту компанию до разорения и довело), а также небольшая группа т. н. secured creditors, обеспеченных кредиторов, чьи ссуды подтверждены залоговыми обязательствами. За бортом же «выгодности» оказывается огромное число людей: полностью прогорают все акционеры и т. н. general unsecured creditors, необеспеченные кредиторы общей категории, почти целиком — unsecured priority creditors, необеспеченные приоритетные кредиторы, вся братия наемных работников — действующие рядовые сотрудники, пенсионеры, получающие выплаты по пенсионным планам компании, все, кто содержится на страховом обеспечении либо подпадает под категорию работников с долговременной утратой трудоспособности (например, в результате производственной травмы на родном предприятии).
Анализ с позиции cui prodest громких банкротств последнего десятилетия, проведенных по Chapter 11, рождает тревожные догадки о подлинной сути этой процедуры, которая за красивым фасадом гуманного отношения к должникам скрывает сомнительный сговор управленцев высшего звена с группой обеспеченных кредиторов с единственной мотивацией — личного обогащения.
Характерен в этом контексте внезапный разворот приоритетов на 180 градусов, который законодательно закреплен в Chapter 11. До момента регистрации заявления о банкротстве в судебной инстанции священной коровой корпоративного менеджмента выступают «интересы акционеров». Любое корпоративное решение, каждое коммерческое соглашение, всякое карьерное перемещение, абсолютно все телодвижения сложного корпоративного организма координируются относительно «интересов акционеров»: насколько это выгодно акционерам? Насколько это способствует их материальному процветанию? Насколько выверены приоритеты, ставящие во главу угла именно эти пресловутые «интересы акционеров»?
После подачи заявления о банкротстве по Chapter 11 компания радикально перерождается: «интересы акционеров» в одночасье из приоритета превращаются даже не в бедного родственника, а в откровенного парию — они в прямом смысле слова испаряются! Их больше нет в природе! Любой судья скажет вам, что выплаты текущим акционерам вовсе не принимаются во внимание, поскольку в 100 случаях из 100 до них никогда не доходит очередь. Эдакий «Интернационал» задом наперед: «Кто был всем, тот станет никем!»
Процедура корпоративного банкротства по Chapter 11 выглядит следующим образом. Как только компания регистрирует в суде заявление, сразу же прекращаются все преследования со стороны кредиторов — наступает т. н. automatic stay. Всякая попытка кредиторов взыскать долги в любой форме (от подачи заявления в суд до реализации ранее принятых в суде постановлений) чревата столь суровым наказанием по статье о «неуважении к постановлению суда», что никому и в голову не приходит вытрясти из должника свое кровное в период действия Chapter 11.
Назначение стороннего опекуна происходит по Chapter 11 чрезвычайно редко: в подавляющем большинстве случаев управление компанией продолжает осуществлять текущее руководство. Логика законодателей в подобном решении — текущий менеджмент знает дела лучше кого бы то ни было, поэтому у него на руках и все козыри для успешного разруливания ситуации, — не выдерживает никакой критики. Если не отклоняться от здравого смысла, то можно предположить, что выдающиеся способности текущего менеджмента были априорно продемонстрированы уже самим фактом доведения компании до разорения.
Следующий шаг в процедуре Chapter 11: создание т. н. реорганизационного плана, который призван вытянуть компанию из долговой ямы и вернуть на путь истинный. Приоритет в составлении реорганизационного плана, опять же, принадлежит текущему руководству, которое к тому времени уже окончательно избавилось от обязательств перед (похеренными) акционерами, а потому может действовать так, как ему заблагорассудится. Вернее, конечно, не ему, а кредиторам, обеспеченным залогом, которые де-факто играют первую скрипку во всем спектакле5.
Почему первую скрипку? Да потому, что только обеспеченные кредиторы обладают правом при желании обратиться в любое время в суд и получить освобождение от ограничений automatic stay, гарантированно зарезервировав тем самым все необходимые для погашения собственного долга активы компании-банкрота.
При такой расстановке сил у руководства компании, действующего рука об руку с обеспеченными кредиторами, есть шансы «уговорить» остальных кредиторов принять нужный реорганизационный план, поскольку руководство обладает всеми рычагами для бесконечного затягивания процесса automatic stay. По закону эксклюзивное право текущего руководства на создание собственного реорганизационного плана действует в течение 120 дней, однако эти сроки можно легко затянуть на несколько лет. Лишь после этого у остальных кредиторов появится право выдвинуть свой реорганизационный план.
Впрочем, рядовые кредиторы почти никогда не затягивают процедуру, поскольку понимают: руководство времени терять не станет и использует задержки для успешного сокрытия активов компании по самым дальним и недосягаемым закромам. Причем сокрытие это совершается не в обход закона (за подобное преступление полагается пять лет тюремной отсидки!), а вполне легальным образом — путем выборочного выведения из действия Chapter 11 «правильных» подразделений компании.
Именно так и поступил менеджмент Polaroid, который сумел менее чем за полгода после подачи заявления вывести почти 1 миллиард долларов из списка активов, подлежащих процедуре банкротства. В результате серьезно позолотить ручку удалось лишь обеспеченным кредиторам (во главе с JPMorgan Chase — кто бы сомневался?), руководству Polaroid, выписавшему себе сказочные премии, да загадочному фавориту со стороны — венчурному фонду One Equity Partners, которому, предварительно удавив возмущение непривилегированных кредиторов, продали за бесценок колоссальные активы некогда культовой компании.
http://www.business-magazine.ru/mech_new/experience/pub320245
Плюс - профсоюз "нового" GM не может проводить забастовки аж до 2015 года.

Корпорация General Motors заключила предварительное соглашение о продаже марки Hummer китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co. Об этом сообщил источник, знакомый с ходом переговоров.
Ранее GM объявила о подписании меморандума о взаимопонимании с покупателем бренда Hummer. При этом имени покупателя не называлось.
http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/06/02/n_1368289.shtml

17.04.2009. Корпорация General Motors готова вернуть своей немецкой дочерней компании Opel патенты в обмен на погашение миллиардных долгов. Это дает повод надеяться на возможность отделения Opel от GM.
http://www.gazeta.ru/news/auto/2009/04/17/n_1353047.shtml
27.05.2009. Как стало известно вчера, General Motors (материнская компания немецкого концерна Opel) сняла все юридические ограничения для вхождения стороннего инвестора в капитал европейской "дочки". Как сообщает Handelsblatt, таким образом разрываются 80-летние отношения между автопроизводителями. Отныне Opel свободен в обращении с патентами и получает все юридические основания для владения европейскими предприятиями и использования технологий, применяемых на заводах немецкого концерна.
http://www.gzt.ru/business/2009/05/27/223017.html

Британские профсоюзы встревожены сделкой по покупке немецкого автопроизводителя Opel, в результате которой мажоритарным владельцем компании станет консорциум, состоящий из канадской компании Magna, Сбербанка РФ и группы "ГАЗ", передает Би-би-си. Наибольшую тревогу британских профсоюзных деятелей вызывает участие в сделке российских автопроизводителей и возможность перенесения в Россию производства Opel, в том числе двух заводов, находящихся в Великобритании. Если это случится, то в Великобритании лишатся работы 5,5 тыс. человек.

Напомним, 30 мая с.г. власти Германии достигли соглашения с американским автоконцерном General Motors и канадской компанией Magna International, выступающей в партнерстве со Сбербанком России, о спасении немецкого автопроизводителя Opel. Magna и Сбербанк получат контрольный пакет акций компании Adam Opel GmbH, которая объединяет Opel и родственный бренд Vauxhall. Согласно плану Magna, General Motors сохранит за собой долю в 35% в Opel, еще 35% акций достанутся Сбербанку, 20% - Magna, а остальные 10% будут принадлежать работникам Opel. Капитальные вливания новых инвесторов в Opel должны составить 500-700 млн евро. Индустриальным партнером Opel, как планируется, станет группа "ГАЗ".
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090602072709.shtml

Премьер-министр России Владимир Путин рассчитывает, что сделка между Сбербанком, канадской Magna и General Motors о покупке пакета немецкой компании Opel впишется в стратегию развитию отечественного автопрома. «Правительство России не принимает в этом прямого участия, но мы приветствуем работу Сбербанка в этой сделке», - сказал он сегодня на встрече с участниками этой сделки. «Правительство России имеет свою стратегию развития отечественного автопрома и эта сделка должна быть вписана в эту стратегию», - отметил Путин. В то же время, премьер выразил надежду, что «канадская Magna», которая известна как серьезный поставщик комплектующих для автопрома, будет продолжать работу в нашей стране и расширять свою деятельность».
http://www.gazeta.ru/news/business/2009/06/01/n_1367856.shtml

Американское автомобилестроение, вероятнее всего, исчезнет, считает Нобелевский лауреат 2008г. по экономике профессор Принстонского университета Пол Кругман. "Это произойдет из-за географических факторов, которые я и мои коллеги уже обсуждали", - сообщил П.Кругман журналистам в Стокгольме за три дня до церемонии вручения Нобелевских премий.
http://top.rbc.ru/economics/07/12/2008/266363.shtml

"АвтоВАЗ" намерен выкупить долю GM в российском СП
Москва. 1 июня. INTERFAX.Ru - ОАО "АвтоВАЗ" намерено выкупить долю обанкротившегося автоконцерна GM в СП "GM-АвтоВАЗ", сообщили "Интерфаксу" несколько источников в российской компании.

По соглашению о ЗАО "Джи ЭМ - АвтоВАЗ", в случае несостоятельности одного из основателей СП другой получает преимущественное право на выкуп его доли. Волжский завод и GM владеют равными долями в СП - по 41,6%, оставшиеся 16,8% принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития.
http://interfax.ru/news.asp?id=82916
Праздник на улице нынешних и бывших "нивоводов". Почему? Потому что когда GM купил все права на ВАЗ-2123 (Нива-2), все ожидали как они сейчас с правильным американским менеджментом навалятся и сделают из неё совсем конфетку. И как эта конфетка тысячами и миллионами расползётся по всему миру.
Получили же Шеви-Ниву с тем же мотором что и был, с той же трансмиссией что и была, и без продаж на экспорт! Потому что нафига GM развивать внутри себя конкурента для Chevrolet Tracker (Suzuki Vitara)? Так сказать, "удушили в объятьях". И продолжили удушать после выхода в 2005 новой платформы (Theta, на ней построены Grand Vitara New, Chevrolet Equinox, etc.).
Теперь же права на модель ВАЗ-2123 и, самое главное, торговую марку "Нива" (из-за этого эскпортную Ниву пришлось переименовать в LADA 4x4, что было маркетинговой какой), вернутся ВАЗу. ВАЗ, конечно, тот ещё "эффективный собственник", но, похоже, уж лучше чем GM.
http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,358.10680.html

Вчера в Петербурге в разгар экономического кризиса был запущен четвертый по счету завод крупнейшего мирового автопроизводителя. Компанию Toyota, GM и разместившемуся в Ленобласти Ford составил Nissan. Японский концерн не преподнес сюрпризов. Как и планировалось, с конвейера нового завода пока будут сходить только две модели — Teana и X-Trail. На заявленную мощность в 50 тыс. автомобилей производство сможет выйти только в 2011 году. Экономичную модель альянс Renault-Nissan скорее всего будет выпускать за пределами Петербурга.

На петербургском заводе, который занял 35 из 165 выделенных гектаров, пока работает одна смена в 750 человек. Инвестиции в проект составили 200 млн долл. Президент и главный исполнительный директор компании Nissan Карлос Гон вчера выразил надежду, что после кризиса российский рынок будет восстанавливаться быстрее других. «Наши продажи пошли вниз вместе с рынком, но доля рынка выросла», — сообщил г-н Гон. Сейчас она составляет примерно 5,7%. Премьер Владимир Путин, присутствовавший на открытии завода, сказал, что по итогам года продажи автомобилей в России упадут на 50%.

Первым автомобилем российской сборки, который будет производиться в Санкт-Петербурге, станет седан бизнес-класса Nissan Teana. По планам компании в ближайшее время объем его производства составит 500—1000 автомобилей в месяц (6—12 тыс. в год). Сборка внедорожника Nissan X-Trail может начаться уже осенью в объеме 1—2 тыс. штук в месяц (12—24 тыс. в год). Комментировать стоимость автомобилей руководство компании отказалось. На петербургском заводе может появиться и третья модель. Однако назвать ее пока руководители Nissan не смогли. Большинство экспертов считают, что логичнее было бы запускать Nissan Qashqai. Однако, как сказал Карлос Гон: «Когда завод проектировался, эта модель еще только разрабатывалась, и мы не знали спрос на нее».

В отношении уровня локализации производства руководители компании пока не пришли к единому выводу. По утверждению директора Nissan Manufacturing Rus Фудзио Хосака, она может составить от 15% в ближайшее время и дойти до 30% согласно стратегическим планам компании. А в целом, по его словам, перед компанией стоит задача полного импортозамещения.

Пуск автозавода позволит Nissan увеличить продажи автомобилей в России, но незначительно, считает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов.

По словам г-на Богданова, за счет собственного предприятия в стране компания сможет продать на 10—15% машин больше, чем если бы ей пришлось ввозить их с других заводов. Причем, поскольку Nissan на новом предприятии будет выпускать лишь две модели, полностью отказаться от импорта машин он не сможет.
http://www.rbcdaily.ru/2009/06/03/industry/417349

Сергей Фильченков, аналитик ИК «ФИНАМ»:
— Возможность приобретения «Opel» ГАЗом и «Сбербанком» вызывает больше вопросов, чем ответов. Прежде всего, не совсем понятны цели приобретения немецкого автоконцерна. Как индустриальный партнер ГАЗ вряд ли может дать «Opel» какие-либо перспективные технологии, скорее наоборот. Если ГАЗ планирует размещение производства «Opel» на своих мощностях за счет сокращения некоторых подразделений концерна в Германии, ориентированное на рынки России и СНГ, то покупатель может столкнуться с рядом ограничений и условий со стороны немецкого правительства, заинтересованного в сохранении производства и персонала «Opel». В случае если ГАЗ рассчитывает открывать производство автомобилей марки «Opel» в России дополнительно к уже существующим у концерна мощностям, то он столкнется с необходимостью дополнительных инвестиций в установке соответствующих линий на своих производственных площадях. Пока не понятно, готовы ли будут покупатели в лице ГАЗа и «Сбербанка» нести значительные дополнительные расходы на указанные цели. «Сбербанк», в частности, имеет ряд обязательств внутри страны, на которые можно было бы потратить средства, вместо покупки немецкого производителя. Таким образом, покупка «Opel», на наш взгляд, выглядит не совсем логичной для российских покупателей — с точки зрения логики и ведения бизнеса.
Михаил Хазин, экономист:
— Известно, что когда рынок растет, нужно получать прибыль. А когда рынок падает, получить прибыль невозможно, нужно аккумулировать резервы и расширять долю на рынке. Классический пример — компания «Fiat» — папа наших «Жигулей». Фиат на протяжении 10 лет жил впроголодь, они еле выживали, пытались найти какие-то механизмы. Но прибыли-то не было, были одни проблемы. Вдруг «Fiat» прикупает «Chrysler», да ещё и борется за «Opel». Как это произошло? Все просто: «Fiat» — это собственность семейства Аньели. Пока все было нормально, компанией управлял наемный менеджмент, и она жила на свои ресурсы, дополнительно денег никто не давал. Когда рынок стал падать, вылезло на свет семейство владельцев — они решили, что надо расширять рынки, и начали вести себя так, как они начали себя вести.
http://www.aif.ru/money/opinions/1065

Сегодня этот тотальный кризис перепроизводства купировать нечем, т.е. в мире, по моим расчетам, примерно двукратное превышение средств производства над тем, что на самом деле могут обеспечить текущие заработки планетарного населения, т.е. то, что планетарное население зарабатывает сегодня и может потратить сегодня на потребление, примерно вдвое меньше того объема средств производства и объема производства вообще, который существовал еще до тна. Таким образом, кризис перепроизводства, который наступает, – это есть главная проблема ближайшего дня, ближайшего года, двух, трех. Это то, с чем (в конечном итоге, я думаю, придется признать не только Медведеву и Путину, но и европейцам, и американцам) мы на самом деле столкнулись. Это явление никак нельзя обойти, его никак нельзя купировать...
http://salesnn.wordpress.com/2009/05/09/доклад-авантюриста-на-большом-кофе-бр/

«Фиат» - это собственность очень богатого семейства Агнелли, которое до тех пор, пока все было на росте, поставило туда наемного менеджера, дало ему некоторые ресурсы и сказало «вот с этими ресурсами, соответственно, выкручивайся». И с учетом рынка менеджеры и выкручивались. Как только начался спад и стало понятно, что этот спад длинный, мы уткнулись в ситуацию, что надо менять стратегию. На длинном спаде получать прибыль невозможно. Что нужно делать на длинном спаде? Нужно захватывать рынки. Грубо говоря, если у вас было 3 процента рынка, нужно сделать 6, потом 9, а потом 15. И тогда на следующем росте вы будете получать сильно большую прибыль. Разумеется, это требует некоторых ресурсов. Вот поэтому я и говорил, что на росте нужно их аккумулировать. У семейства Агнелли ресурсы есть независимые, и они их дали «Фиату». И поэтому «Фиат» купил «Крайслер», и поэтому «Фиат» сейчас борется за «Опель». «Фиат» борется за то, чтобы стать крупнейшей автомобильной компанией Европы, а может быть, и мира, если все пойдет удачно. Значит, еще раз повторяю, это стратегия. Теперь давайте смотреть на российскую ситуацию. Компания «АвтоВАЗ» обладает уникальным конкурентным преимуществом, абсолютно уникальным. Почему? Это единственная сегодня компания, которая может делать автомобиль европейского качества, в общем, ну, скажем, за 4 тысячи долларов. Не за полторы, конечно, как индусы, но они делают машину индийского качества. Китайцы, может быть, и могут сделать машину за 4 тысячи долларов, но это будет машина китайского качества, и что там будет с людьми, если она попадет в небольшую аварию, это большой вопрос. Мы можем сделать. Разумеется, теоретически вот сейчас, по ситуации на сегодня, за 4 тысячи не получится, и здесь мы переходим к вопросу нашего читателя. Почему? Он говорит, что… ну сейчас я как бы расширю вопрос, потому что понятно… Значит, смотрите, «АвтоВАЗ», там колоссальный менеджмент, который получает колоссальный бонус. Достаточно сказать, что губернатор Артяков, который являлся председателем Совета директоров «АвтоВАЗа», задекларировал чуть ли не полтора миллиарда рублей в 2006 году, когда он был председателем Совета директоров. Сейчас он губернатор Самарской области. Полтора миллиарда – это больше, чем средняя зарплата на «АвтоВАЗе» в 100 тысяч раз. Это вывод капитала из компании. В 2006 году еще был рост, сейчас спад. Сейчас надо… Вот «АвтоВАЗу» бы купить «Опель» и на его мощностях строить эти самые машины за 4 тысячи долларов. И европейский рынок будет принадлежать «АвтоВАЗу», ну, там, наполовину. Вместо этого возникает целая куча вопросов. «АвтоВАЗ» зачем-то покупает платформу «Рено». Зачем она нужна? «Рено» в убытках, «Рено» в условиях продолжения кризиса банкрот. Зачем платформа «Рено»? У «АвтоВАЗа» есть свое, еще раз говорю, уникальное преимущество. Не нужно пытаться из «АвтоВАЗа» делать «Мерседес». Дальше. На «АвтоВАЗе» сегодня команда менеджеров, которая пришла туда под ситуацию роста и вынимая из «АвтоВАЗа» денег. Вот ведь в чем проблема. Полтора миллиарда Артякова – это из этой же серии. То есть на самом деле там сегодня сидит команда, которая психологически ориентирована на вывод денег из компании, которая получает большие прибыли. А у компании, насколько я понимаю, только в первом квартале убытки как за весь прошлый год. Но это, впрочем, совершенно естественно. То есть в этой бы ситуации деньги вложить. Да, разумеется, «АвтоВАЗ» хочет получить поддержку государства. Но под что? Где эта программа? Вот почему сегодня объявляет Сбербанк, что будет бороться за «Опель»? Сбербанк с кем-то там собирается бороться за «Опель». Сбербанк никогда не управлял автомобильным производством, это глупость какая-то. Ну хорошо, если так, то пускай Сбербанк «АвтоВАЗу» поможет и с ним идет. Тут, по крайней мере, понятно, какая экономическая стратегия. Но еще раз повторяю, вот как бы тот самый миллиард, о котором говорит читатель, который дали «АвтоВАЗу» год тому назад под какой-то там пакет акций, он же тоже не вложен. Давайте его вкладывать в развитие сегодня под понятные конкурентные преимущества. На самом деле, еще раз повторяю, вот то, что сейчас я описал, это очень важный психологический момент. Группа менеджеров, которая ориентирована на вытаскивание денег из компании в условиях бума и получения прибыли, не может быстро переориентироваться, и те деньги, которые она вытащила, еще какие-то начать вкладывать. Это совершенно другая психология, другой мотив поведения и т.д., и т.п. Теоретически надо бы их заменить, поставить других людей, объяснить, что им государство даст любые деньги, но под программу, и не им в руки, а, соответственно, вот они договорятся там о покупке каких-то заводов в Европе, вот, соответственно, на покупку этих заводов и дадут деньги. И тогда с учетом, я еще раз говорю, конкурентного преимущества «АвтоВАЗа» в условиях кризиса можно совершить реальный рывок. Почему я так все это подробно рассказываю про «АвтоВАЗ»? Потому что это типовая ситуация в любой отрасли. На росте получают прибыль, на спаде захватывают рынки. Тот, кто сумел за счет большой прибыли получить некоторую финансовую подушку, которую можно сегодня пустить в развитие, тот выигрывает. Вот почему бессмысленно копить финансовую подушку, чтобы потом ее тратить, прожирать на потребление. Ее надо пускать как бы на вполне конкретную вещь – надо захватывать рынки. Тем более что в случае «АвтоВАЗа» понятно, чего и как делать.

Делать-то что? Что наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, который говорит, что с откатами нужно бороться, собирается с ними делать? Вот в Китае расстреливают, в Соединенных Штатах Америки заставляют возвращать бонусы. Вот, кстати, замечательная совершенно картина по тому же «АвтоВАЗу». Ну как бы, ребята, уже же все понятно. Ну почему вы получили бонусы в 100 тысяч раз больше, чем среднемесячная зарплата рабочего? В стране кризис, «АвтоВАЗ» в кризисе, большие убытки. Верните бонусы. Вот, соответственно, менеджеры компании AIG вернули бонусы в Соединенных Штатах Америки. Менеджеры компании «Дженерал Моторс» или еще какой-то отказались от бонусов. Ну как бы кризис, нужно помогать промышленности. Как это… Граждане, сдавайте валюту! Ну что делать-то? Ну так же нельзя в самом деле.
http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/594564-echo/

P.S. Таким образом возникают вопросы (у россиян):
1) Покупка технологий - это хорошо. Но вопрос в мотивации управленцев.
2) Неясны условия покупки "Опеля" - будут ли и как сохранять рабочие места в Европе
3) Достаточна ли емкость рынка, в т.ч. и отечественного, для всех автомобильных заводов в России

Субъективно. Вспоминая всего-то 7 летнюю давность и число автомобилей, поражаешься росту их числа. Сейчас понятно, что долларовая накачка и рост цен на нефть дали "изобилие". Но дно кризиса еще не достигнуто и что подвигнет сейчас покупать машины? Да, проедание запасов и госпомощи. Но и они не вечны. Так что инвестиции в производство с надеждой на увеличение доли ранка могут оказаться крайне долгосрочными...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments