Столь значительный размер дефицита вызван снижающимися доходами казны и необходимостью увеличить расходы в условиях экономического кризиса...
В конце 2008 года Китай принял самую масштабную в своей истории программу стимулирования экономики общим объемом около 585 миллиардов долларов, что усилило давление на бюджет...
В 2009 году бюджетные дефициты большинства ведущих стран мира должны обновить свои максимумы. Так, в США разница между расходами и доходами бюджета может превысить триллион долларов, или 7,5 процента от ВВП.
http://www.lenta.ru/news/2009/02/23/deficit/
http://dburtsev.livejournal.com/938157.html
2. Китайская финансовая стена
Для борьбы с последствиями мирового кризиса финансовые власти Китая накачивают экономику ликвидностью. Предложение денег столь велико, что китайские банки даже не знают, на что их тратить
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/07/kitaiskaya_finansovaya_stena/
3. Китай
Несмотря на все достижения Китая, для него характерна в целом неразвитая транспортная и энергетическая инфраструктура (исключение составляют некоторые современные магистрали), неразвитый рынок недвижимости (прежде всего в центральных и западных районах) и целый ряд других проблем. Перед ним, в частности, стоит острая необходимость в защите окружающей среды от промышленных загрязнений, в создании социальных систем защиты всех слоев населения, включая сферы медицины, образования, пенсионного обеспечения. Короче говоря, сейчас перед Пекином встал вопрос о преобразовании страны в развитое государство со сбалансированной экономикой, мощной инфрастуктурой, опирающееся на внутреннее потребление.
Уникальность ситуации заключается в том, что Пекин в самом деле обладает ключевыми элементами, необходимыми для достижения поставленной цели. Это, в частности, наличие современной высокотехнологичной экспортной промышленности, самых крупных в мире валютных резервов и — что, на наш взгляд, важнее всего — подготовленной и структурированной финансовой системы, при помощи которой Китай имеет возможность направлять финансовые потоки в нужное ему русло. Конечно, процесс переориентации китайской экономики займет не один месяц, и падение темпов роста здесь неизбежно, как при любой перестройке. Кроме того, эта перестройка происходит не в самый благоприятный момент — в условиях мирового экономического кризиса. Объемы финансовых вложений, которые потребуются для осуществления подобного поворота, весьма существенны даже в мировом масштабе. Но Китай располагает необходимыми для этого средствами.
Одним из самых серьезных экономических достижений КНР за 30 лет реформ является создание национальной финансовой системы. С одной стороны, она полностью управляема и направляема Пекином и является инструментом его экономической политики. С другой стороны, она почти полностью регулируется рыночными механизмами. Конечно, время от времени в интересах финансовой системы и финансовой политики Пекина возникают противоречия, но они быстро разрешаются (по крайней мере, пока) в пользу руководства страны до момента достижения кризисного рубежа. Так, например, в разгар финансового кризиса в сентябре 2008 года китайские банки сократили размеры финансирования внутренней экономики, опасаясь резкого роста объемов невозвращенных кредитов. Чтобы переломить тенденцию, потребовалось прямое вмешательство министра финансов КНР. В ноябре кредитование экономики существенно увеличилось, а декабрь был рекордным по объемам займов за весь 2008 год (в прошлом году китайская экономика получила займов на 32,01 трлн юаней).
Об изменении приоритетов в финансовой политике говорит изменение структуры кредитных портфелей китайских банков и всей системы в целом. Если раньше при высокой ставке кредитования, что вызывалось высокой ставкой рефинансирования и, что еще более важно, чрезвычайно высокой ставкой обязательного резервирования (она составляла 16,5%), кредиты могли получать только высокодоходные, быстрооборачиваемые экспортные производства, то теперь при снижении ставок и предоставлении особых льготных режимов для малых и средних предприятий и населения (в целом ряде случаев ставки превышают уровень инфляции на 1–2%, а временами даже бывают ниже ее текущих значений) основной объем кредитования стал направляться в промышленный и аграрный секторы экономики, ориентированные на внутренний рынок, и на потребительское кредитование. Естественно, при данных условиях будет расти объем невозвращенных долгов и уровень доходности китайских банков понизится, но для экономики в целом описанная политика принесет положительные плоды.
Другие действия китайских монетарных властей также направлены на увеличение денежной массы в финансовой системе. Это выражается не только в постоянном росте денежных вливаний в экономику КНР, но и в других действиях Народного банка Китая (НБК), направленных на достижение тех же целей. В конце прошлого года он в два раза уменьшил продажи на внутреннем рынке трехмесячных и 52-недельных облигаций (китайские банки покупают 100% облигаций каждого выпуска, ведь они все-таки государственные). В 2009 году, согласно заявлению представителей НБК, он намерен сократить продажи бондов на 70%, что увеличит денежную массу в обращении на 2 трлн юаней.
До середины 2008 года НБК предпринимал отчаянные попытки сдерживания инфляции, вызываемой не только необходимостью «стерилизации» денежных средств из-за высокого торгового профицита, но и притоком больших объемов «горячих» денег в финансовый сектор. Во второй половине прошлого года в связи с мировым финансовым кризисом «горячие» инвестиции стали покидать КНР ради тихой гавани в treasury bonds. В ноябре 2008 года месячный объем иностранных инвестиций в Китай составил немногим более 5,3 млрд долларов, что на 36% «с гаком» меньше, чем в предыдущем году.
С тем, чтобы стимулировать экономику и приостановить «исход» инвестиций из страны, Пекин снял практически все ограничения для китайского и иностранного капитала по работе на финансовом и ипотечном рынках страны, резко уменьшил налогообложение прибыли и облегчил ее вывоз. Это привело к прекращению оттока капитала, а уже в декабре прошлого года зафиксирован небольшой приток инвестиций (в размере примерно 500 млн долларов). Но самое главное — это создало значительно более благоприятные возможности для притока капитала в ближайшем будущем.
Действия китайских монетарных властей и рост внутреннего потребления, скорее всего, подтолкнут инфляцию в стране. Это, в свою очередь, приведет если и не к повышению в ближайшие месяцы ставки рефинансирования НБК, то, по крайней мере, к сохранению ее текущего уровня, а это более 5%, что является почти запредельным значением по сравнению с 0% или с близкой к 0% ставкой большинства банков. Освобожденные от токсичных активов, «горячие» деньги с большой вероятностью вновь поспешат на континентальный Китай.
Итак, совершенно очевидно, что КНР изменила приоритеты в экономическом развитии, что увеличивает потребность в финансовых средствах на внутреннем рынке и отменяет необходимость их «стерилизации». Это неизбежно приведет к тому, что уменьшатся объемы резервирования Китая в иностранных валютах, прежде всего в активах, номинированных в долларах. Существует два сценария развития событий: мягкий, когда китайское правительство просто прекратит закупать американские ценные бумаги, а накопленные резервы репатриируются в КНР в течение многих лет (это будет означать: китайская финансовая система станет действовать столь отточенно и взвешенно, что перед страной не встанет проблема гиперинфляции), и жесткий, когда НБК не сможет удержать финансовую систему от скатывания в гиперинфляцию (в этом случае Пекину ничего не останется, как в срочном порядке сбрасывать американские бумаги и затем продавать вырученные американские доллары с целью защитить юань).
Как в первом, так и во втором случае американский доллар испытает серьезное «медвежье» давление, которое ему будет весьма сложно удержать, причем во втором случае это будет практически невозможно. Но ситуация осложняется еще и тем, что доллар США находится под инфляционным прессом и в силу своих внутренних экономических причин. Сможет ли американская элита удержать национальную валюту от обвального падения, а страну и весь мир от гиперинфляции? Очень многое будет зависеть от профессиональных действий американских монетарных властей, от согласованной политики ведущих развитых и развивающихся государств. Шанс есть, но порой кажется, что он слишком хорош, чтобы стать реальностью.
http://www.bfm.ru/news/2009/01/31/ugroza-giperinfljacii-faktor-kitaja.html#print