
12 апреля 2019 Эти 25 ИТ-компаний показали разработки Лукашенко. Он похвалил OneSoil
Навеяно
Возвращаемся к Беларуси. Хочу процитировать выдержки из статьи Кристины Рудич «Как устроено цифровое сопротивление режиму Лукашенко». Это как раз то, что надо будет сделать в России.
«Одним из главных триггеров для народных волнений в Беларуси после президентских выборов стала вопиющая разница между результатами голосования по версии Центризбиркома и независимой интернет-платформы «Голос». По данным ЦИК, победил Александр Лукашенко с 79,8%, по данным «Голоса» – Светлана Тихановская с более чем 80%. ЦИК Беларуси назвал интернет-подсчеты незаконными, после чего на улицы вышли тысячи возмущенных избирателей. Один из разработчиков платформы «Голос» Павел Либер рассказывает, как белорусские программисты и инженеры противостоят давлению властей.
Выборы президента позади, но работа платформы «Голос» продолжается. Сейчас команда готовит итоговый отчет, благодаря которому можно будет не просто сказать, а доказать, что результаты голосования сфальсифицированы. Вся наша команда уже несколько недель вынуждена находиться за пределами Беларуси, потому что за две недели до выборов мы начали получать сигналы и предупреждения, что на людей из команды «Голоса» открыта охота спецслужб.
Поначалу власти отнеслись к платформе несерьезно – и нам это помогло. Они думали, что это очередная онлайн-голосовалка. Когда о «Голосе» начали говорить сами избиратели как о единственной возможности защитить свои права, власти решили, что пару сюжетов на [государственном телеканале] БТ точно нас похоронят. Но даже это не подорвало доверие людей к платформе.
К моменту, когда государство увидело в нас угрозу – было уже поздно: мы зарегистрировали на платформе и увели в чат-боты мессенджеров больше миллиона человек. А значит, нашей работе ничего не угрожало. Полностью заблокировать мессенджеры невозможно, поэтому мы при любом раскладе получили бы от избирателей фотографии бюллетеней. Также к моменту выборов мы уже знали, как будут голосовать наши пользователи – при регистрации они выбирали своего кандидата.
За неделю до выборов риторика властей в адрес «Голоса» кардинально изменилась, давление усилилось и действия ужесточились. Когда работу «Голоса» попытался раскритиковать Лукашенко, мы понимали: в ход пойдут любые инструменты – лишь бы платформа не смогла продолжить свою работу. Но и здесь у нас для государства были плохие новости: над созданием платформы «Голос» работали сильные разработчики, специалисты по безопасности, юристы, маркетологи, аналитики и социологи – больше 40 человек. И мы практически безошибочно спрогнозировали, что будут делать власти, чтобы нас остановить. Поэтому все продумали еще на начальном этапе.
Мы просчитались только в одном моменте. И то потому, что были уверены: такое дно наше государство точно не пробьёт. Но оно пробило.
После поручения Лукашенко разобраться, что это за «альтернативная платформа для подсчета голосов», мы начали готовиться к информационной войне против «Голоса». Сюжеты на ОНТ и БТ, «разоблачительные» статьи не заставили себя ждать. За два дня до выборов [председатель ЦИК] Лидия Ермошина назвала платформу и всю нашу команду теневым Центризбиркомом, обвинила чуть ли не в организации массовых беспорядков (вероятно, готовила таким образом объяснение, почему после выборов люди вышли на улицы с протестом – должен же за это кто-то ответить) и назвала нашу попытку посчитать голоса избирателей честно – преступлением.
Хотя мы изначально заявляли себя как инициативу, у которой нет политических предпочтений и фаворитов среди кандидатов. Мы лишь хотели вместе с народом Беларуси быть уверенными, что ЦИК не украдет голоса избирателей. В планы ЦИКа честный подсчет не входил.
– В день выборов представители проекта «Голос» призывали граждан фотографировать свой бюллетень и присылать фото в чат-бот. Генпрокуратура называет такие действия нарушением законодательства, согласно которому делать опрос общественного мнения может только специальная комиссия. Смогут ли белорусские власти препятствовать работе платформы?
– Они уже попытались, разделив историю белорусского интернета на «до» и «после». За день до основного дня голосования на платформе зарегистрировалось более 1 миллиона белорусов. Видимо, это стало триггером для государства. Мы допускали, что доступ к сайту платформы заблокируют, поэтому подготовили «зеркала». Но власть нашла другую дверь. В день выборов 9 августа грязным хакерским способом белорусские спецслужбы перехватили доступ к сайту платформы внутри страны и подменили станицу нашей платформы своей фальшивой страницей-заглушкой. Получается, что пользователи со всего мира видели подлинную страницу «Голоса», а белорусы – фальшивую.
Все это было сделано для того, чтобы отобрать у нас новых пользователей и не допустить поступление фотографий бюллетеней в нашу систему. А еще, чтобы дискредитировать «Голос». Мы делали сильный акцент на безопасность и защиту персональных данных людей. И это правда: платформа запрашивала только номер телефона и шифровала его так надежно, что доступа к этим данным не было даже у разработчиков.
Каким образом собирала номера телефонов фальшивая страница «Голоса» – мы не знаем. Но все это было сделано явно для того, чтобы какой-нибудь журналист белорусского ТВ вынес очередной приговор: мол, смотрите, мы с легкостью получили доступ к вашим номерам телефона на платформе «Голос». Чтобы люди начали бояться контакта с платформой и чтобы наша идея пересчитать голоса провалилась.
Два часа провисела страница-подделка. За это время мы нашли хостинг, на котором эта страница располагалась. Связались с компанией, которая обеспечивала этот хостинг. Объяснили ситуацию. И вскоре заблокировали фальшивую страницу.
Этот кейс просто взорвал IT-сообщество. Потому что государство совершило очевидное и неприкрытое преступление в той сфере, которой всегда гордилось и внутри страны, и на международной арене. Удивительно, что власти за месяцы предвыборной кампании так и не поняли: чем сильнее их давление и критика какого-то проекта или инициативы, тем выше доверие и лояльность к объекту критики у белорусов.
Из-за «Голоса» началась информационная кампания «Фотографировать бюллетень нельзя», хотя по закону можно. Из-за «Голоса» убирали шторки в кабинах для голосования. И в какой-то степени из-за платформы не давали работать наблюдателям на участке. Во многом из-за «Голоса» отключали интернет – чтобы люди не могли присылать фотографии сразу после выборов. И чтобы украсть у нас время и не дать возможность пересчитать результаты выборов как можно скорее.
Но и тут у государства промах.
На самом деле, главная роль «Голоса» в том, что эта платформа внедрилась в избирательный процесс и изменила его психологию, изменила принцип диалога избирателей и избирательных комиссий. Избиратели получили понятный и легальный инструмент защиты своих голосов. А члены избирательных комиссий поняли, что цифровые технологии впервые сделают их работу заметной – ее можно будет увидеть, проверить и рассказать о ней всему миру. Люди, в чьих руках были итоговые протоколы и итоги выборов, сами встали перед выбором: хотят они быть героями и покидать участки под аплодисменты, или они станут «героями» – пробираясь через толпу в сопровождении ОМОНа и под крики «Позор!».
«Голос» оказал колоссальное давление на людей, которые отвечали за подсчет голосов. Благодаря чему устойчивая и зацементированная избирательная система начала шататься и сыпаться снизу – с уровня простых исполнителей. Разумеется, не все честные комиссии решили быть честными из-за страха быть разоблаченными. Многие люди приняли решение считать честно, потому что это соответствует их ценностям и внутренним настройкам.
Но очевидно, что многие решили не рисковать репутацией – потому что финал этой избирательной кампании сложно было прогнозировать. А честность всегда в почете. И сегодня у общества был огромный запрос именно на честные выборы. Поэтому члены комиссий, которые становились на сторону народа и подвергались репрессиям со стороны властей, не просто находили поддержку, но и моментально получали необходимую помощь – им собирали деньги, помогали найти работу, защищали от нападок руководства и многое другое.
– Представители проекта «Голос» заявили, что после включения интернета уже успели получить при помощи чат-бота почти полмиллиона фотографий бюллетеней. В «Голосе» обещают в скором времени показать детальный отчет и опубликовать на карте участки, где голоса избирателей «украли». Как эта информация может повлиять на ситуацию в стране?
– Информация от платформы «Голос» нужна, чтобы жители Беларуси могли своими глазами посмотреть на то, как проходили выборы. На днях вышел предварительный отчет о результатах обработки голосов, который уже показывает, что выборы были фальсифицированы. Этих 500 000 фотографий оказалось достаточно, чтобы обнаружить фальсификации на 30% избирательных участков. А еще обнаружить и обнародовать конкретные избирательные участки, где голоса избирателей были украдены. Механика выявления таких участков достаточно проста и крайне надежна.
При регистрации каждый избиратель подтверждал свою уникальность номером телефона. Далее он выбирал участок, где будет голосовать. А в день голосования или позже, когда появлялся доступ в интернет, прислал нам фото своего заполненного бюллетеня. Мы сопоставляли бюллетени от избирателей с итоговым протоколом по конкретному участку. Если выявлялось, что на участке фотографий бюллетеней за конкретного кандидата больше, чем голосов за него же в итоговом протоколе – значит, комиссия повела себя нечестно и сфальсифицировала результаты на своем участке. Все эти бюллетени вместе с протоколами, нарушениями по конкретному участку, именным составом комиссии будут опубликованы. Чтобы каждый человек мог удостовериться, что информация от «Голоса» правдивая и достоверная.
https://mi3ch.livejournal.com/4891149.html
P.S. Obsrvr -
Ну вот и ишшо раз можно сказать = Доигрался_Хрен_На_Скрипке.
Попытка превращения Белорусии в ИТ-офшор и вообще дикая вольница в ИТ, не то что у Благородных_Кимов {КНДР}.
Ну ёжЫкам понятно - Спички_Детям_Не_Игрушка. А тут детишкам доверили склады боеприпасов.
Ты_Этого_Хотел_Жорж_Данден, да! Диктатура и передовые технологии несовместимы изначально, тем паче ИТ-компании без https://en.wikipedia.org/wiki/First_Department , где должны следить, чтоб никто даже не умыслил что-то супротив Пана.
Давно ужо в душе ужасался благоглупостям Луки про ИТ-сектор. И вот Доигрался_Хрен_На_Скрипке.
Теперича надо ждать такого в РФ. Одним Умным_Голо-сованием не обойдешься....
Я думаю Платоныч выводы сделает .......
А рожа у хипстера на фото выше самая прохиндейская, но только такие дуболомы как СЛЭ это не понимают...
Потому так лехко и непринужденно все эти Маршалы_Победы вылетают в отставку .......
Про сенсорико-логиков хорошо сказано - умеют контролировать, но пролетают всегда по-КРУПНОМУ, потому как нетути интуиции и умения предвидеть. Развел гадющничек с надеждой продавать яд на экспорт, но змеюки-то искусали хозяина .......
А все это словоблудие расейское - поро Сталина-эффективного менагера.
Ить работали-то головастики в шарашках и за нимии клево следили, см. В_Круге_Первом.
А тут ваще люди весь рабочий день де-факто торчащие где-то тама ...
И нетути за ними контроля, бо оченно трудно уследить за информацией {но возможно - см. КНДР}
Вот бы не вилял задом в вопросе - Шашечки_или_Ехать - выбирай шашечки и живи спокойно, но нет мнит себя Сталиным, но без шарашек ...
Бяда-печаль.
А нашему Темнейшему давно ить сказано как делать -
Фамусов
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
...
Княгиня
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, * так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверьи
Профессоры!! - у них учился наш родня,
И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.
Скалозуб
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Фамусов
Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.