obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Про фантастическую литературу ....



Навеяно
"451 по Фаренгейту" как результат отмены "Марсианских хроник"
https://alex-rozoff.livejournal.com/258591.html
Чем была больна твердая НФ?
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2258952.html
Что случилось с фантастикой, или "Придумать зеленое солнце легко" (с)
https://greenorc.livejournal.com/1167396.html

Частично, буквально мимоходом в одной из записей выше был дан ключ, но именно мимолетно - буквально 1 фразой
ИтакЪ - с НФ как и с прочей литературой приключилось тож, что с эпохой модерна - "она утонула".
Поэтому сначала длинная-длинная преамбула, после который мы живенько-бодренько-кратенько порешаем вопрос с фантастикой.


Собственно что-такойе Большая писательская литература - это плод последних 350-320 лет.
Грубо {и не точно} от Мольера во Франции и Свифт.Дефо в Англии.
То есть от того момента как стали строчить массово для публики и с этого жить.

Да-с, после успокоения религиозных войн и ухода от религиозного взгляда на человека, выраженного в Библии, нужно было отстраивать новое человековедение и им занялась вначале литература.
В принципе в Библии было все, но мало - людям всегда хоцца много одинакового на один сюжет.
Да-с, сюжетов оченно мало - всего 36
https://pikabu.ru/story/skolko_na_samom_dele_syuzhetov_v_mirovoy_literature_7225596
Библия так коротка, но и одновременно так ёмка, потому как в ней все эти сюжеты раскрыты по 1-2 раза.
Но! Но людям мало, хочется сотню писаний на один сюжет.
И? Уже за первые 200 лет Повышенной Сверхвысокой_Писучести все эти сюжеты были закрыты с изрядным Перевыполнением_Плана.

Да-с, о птиччках - сама цифирь 36 возникла из
Тридцать шесть драматических ситуаций (фр. Les 36 situations dramatiques) — книга французского театроведа Жоржа Польти (1895), посвящённая доказательству того, что все драматические произведения основываются на какой-либо из тридцати шести сюжетных коллизий. Современные исследователи характеризуют труд Польти как «протоструктуралистский», указывая на его уверенность в том, что разработанная им типология объективно существует в действительности, — важность идей Польти видится не в самой его классификации, а в принципиальном подходе, согласно которому основу вдохновения составляют логика и культурные образцы и теоретическое осмысление этой основы полезно для искусства: «сама идея ограниченности тезауруса возможных действий и событий драматического героя заслуживает серьёзного внимания»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тридцать_шесть_драматических_ситуаций

То есть французская {и европейская} литература уже к концу второго века Сверхвысокой_Писучести , к 1895 годочку выбрала все возможное.
Это одна из примет исчерпанности модерна - исчерпанность дел.
Вершина, после которой литература понеслась вниз, это творчество Бальзака (1799-1850). После его "Человеческой комедии" можно было только Добирать_Хвосты - Достоевский, Толстой, Чехов, Голсуорси, Фолкнер. Это не более как добавление местного колорита к базовым типажам, данным в западно-европейской литературе. Заметим, что особую живость этим типажам придавало то, что великая литература писалась в эпоху буржуазных {модерновых} революций, последнюю вспышку которых видел Бальзак

Во второй половине 19 века на смену литературе по Душелюбению_Людоведению начали приходить вполне научные походы - социология, психология, психиатрия.
Сначала ранне-научные
Шарко с 1869
Морган «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877)
Блаватская «Разоблаченная Изида» (1877)
Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884)
Фрейд с 1887
Фрэзер «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» (1890)

Грубо говоря, процесс пошел с 1870 годочка. Интересная дата - окончательное окончание Больших революций в Европе, утихание страстей, начало перехода к империализму и нарастание госрегулирования, когда индивидуальные взбрыки, бывшие предметом писания до этого, стали массово упорядочивать и приводить в систему для службы государству. Причем это особливо резвенько шло в ядре Зап.Европы, до этого усиленно производившей Большую Литературу {Франция-Англия-Германия}.

Потом были мировые войны, тоталитарные режимы и их деятельность, и процесс научного человековедения пошел прямо таки вертикально.
Чего только стоят
К.Юнг. «Психологические типы» (1923)
https://en.wikipedia.org/wiki/Frankfurt_School (1923-1970?)
https://en.wikipedia.org/wiki/Myers%E2%80%93Briggs_Type_Indicator (1944)
Э.Берн «Игры, в которые играют люди» (1964)

Привожу только то, что на слуху у средненачитанного индивидуума.
Но и этого вполне хватает, чтобы понять, что литература как человековедение (ЛкЧ) после этого уже невозможна.

Несколько по другому этот кризис был преодолен в СССР, но опять же на пути отхода от ЛкЧ
Создание метода соцреализма - фактически метода написания героически-эпических саг наподобие Илиады, Одиссеи, Песни о Беовульфе, Песни о Роланде, исландских саг (Старшая и Младшая Эдда), Песни о Нибелунгах и др. Подробнее А.Терц "Что такое социалистический реализм" (1950-е - 1960-е)


Ну вот после такого долгого отступления, изрядно утомившего читателя с привычками TL;DR
приходим к вопросу про эту самую фантастику.
В б.СССР классика Твердой_Научной_Фантастики - это https://ru.wikipedia.org/wiki/Верн,_Жюль#Этцель
и строчить Твердую_Научную_Фантастику (ТНФ) автор стал с 1863 годочка, то есть {сюрпрайз!} ТНФ взыграла, когда эпоха революций почти подошла к своему концу (1870), когда вот-вот пошел вал настоящей {современного уровня, что можно читать в 2020 годочке} - социологии, психологии, психиатрии.

Вся эта красотень с ТНФ навернулась с треском в 1914 году, когда на земле на воде и в воздухе открылись все красоты техницизма - фронты через весь континент, ядовитые газы, танки, самолеты, подводные лодки, всеобщая мобилизация на фронт и в тыл.
Что-то отдаленно похожее на ТНФ могли строчить только в периферийных к Европе странах, не наигравшихся в ПМВ.
Это, конечно, советская и американская фантастика.
С амерами все ясно - отсиделись в ПМВ и ВМВ за морем-окияном - и строчи себе про https://en.wikipedia.org/wiki/The_Martian_Chronicles
С советами тож ясно - обнулив результаты ПМВ, приказав забыть Первую Империалистическую войну и обнадежив на новую всемирную войну такую, что
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

П.Коган 1940-1941

Отсюда и романы Александра Беляева - одна из констант советской ТНФ - «Продавец воздуха» (1929), «Подводные земледельцы» (1930), «Прыжок в ничто» (1933), «Звезда КЭЦ» (1936), «Человек, нашедший своё лицо» (1940)
Другая константа - Александр Казанцев - «Пылающий остров» (1940-1941), «Арктический мост» (1946), «Мол „Северный“» (1952), «Льды возвращаются» (1964).
Собственно ранний И.Ефремов (до «Туманности Андромеды» (1957)) - тоже ТНФ {может быть с капелькой лавкрафтовщины}
Да и не могло ничего иного быть кроме ТНФ до разоблачения сталинизма.
Отметим, что ТНФ в СССР держалась де-факто на одном Сталине - с перманентной подготовкой в войне, подготовке молодежи к освоению техники.
И все это было супер-клево до 22.06.1941. А после 02.09.1945 стало просто жутко - разрушенная страна, готовящаяся к новой войне.
Понятно, что любая послесталинская разрядка рушила всё это упоение техницизмом, потому как "Потому что на десять девчонок По статистике девять ребят".

Разоблачение сталинизма - это первый смертельный удар неомодерну везде. Неомодерн - европейский человек 1918-1961 надеялси обрести покой под дланью западных (США) или восточных (СССР) варваров, что стало особливо невозможным после Карибского кризиса (1962).
Карибский кризис и перспективы испепеления а-бомбами старушки-Европы и США {евро-бонус - покатушки на танках по континенту по образцу Корейской войны}. Следующий смертельный удар - Вьетнамская война (1965-1973) и заключительный - Афганская война (1979-1989).
Собственно 1956-1989 - гибель идеи неомодерна, у западных (США) и восточных (СССР) варваров.
Все, рацио сыграло в ящик - ни СССР, ни США не смогли вынести уроки ВМВ и удержаться от новых безумных войн.

И вот тут - примерно с 1980 - революция в Иране, Афганская война и пошла фентэзи {уточнение от Kosarex - Запад с конца 1960-х и тупика во Вьетнами - дополнение от Obsrvr - вспоминаю, например, Заповедник гоблинов (1968) - так сказать последний всхлип по университетским вольностям, немыслимый сейчас}.
Ну а чо = герои Афганской войны - Моральные_Эквиваленты_Отцов_Основателей - типичные Конан-Варвары.

Вертаемся взад - линия человековедения, разделившаяся на науку&мистику{теософию} и ТНФ в 1870 годочке привела к тому, что ТНФ почив привела в свою очередь к разделению науки и мистики и эта мистика послужила базой для фэнтэзи.
1992 - крах СССР, Фукуяма "The End of History and the Last Man" послужило основой все большего погружения в мистику.
Одновременно работала демография - распад White Power в США, Европе, б.СССР с наплывом мигрантов, когда элиты рационально обосновывали белому плебсу необходимость его замещения понаехами. Тут рацио окончательно обрушивается в хлам и начинается поиск Героя, потому как свергнуть Чужих нет никакой возможности.
В РФ эта страсть к фентэзи усугубляется травмой от распада СССР и желанием переиграть его. Отсюда прямо-таки легионы попаданцев к Николаю II и Сталину. Бледный рассвет нео-неомодерна всходил над снежными равнинами Северной Евразии в 2000-е при настоящем полковнике, но рухнул в 2014-2020. Отныне никакой ТНФ.

Скажем более, наиболее продвинутые Деятели Искусства строят Свою Настоящую Героическую Сагу для Своих свидетелей {Кургинян, "Суть Времени"}.
А бедные умом люди на задворках-обломках бывшей великой империи хотят на своей шкуре ишшо раз проверить, что нео-неомодерн мертв {члены Партии_Шария, мриющие изменить парламентским способом ранне-мистический режим, возникший 02.2014}


Вот собственно и весь огромный сказ про Большую литературу и ее научно-фантастическое ответвление.
Модерн возник на почве изобилия людей, изобилия природных ресурсов и рационального взгляда (РВ), обеспечивавшего оптимальное использование первых двух.
РВ надобно было исследование людей, что вначале обеспечивала литературы (до 1870), потом наука.
Научная фантастика была попыткой посоревноваться с наукой. Второе дыхание этой попытке после 1914 года дали западные (США) и восточные (СССР) варвары года до 1980. Способствовал этому большой объем природных ресурсов, что как бе эмулировало тот огромный мир, который лежала перед европейцами в 1700 году.
После же варвары достигли того же состояния, что и европейцы к 1914.1918 году - полное моральное разложение {на почве того, что элитам не нужны пополаны и все их умения, включая технику}.
Плюс к этому - литература вся уже исследована вдоль и поперек
Плюс к этому - наука уже очень точно можно классифицировать человека {а с учетом BigData - сверхточно}
На этой почве взросли мистика и ее литературное ответвление - фэнтэзи.

Все дела по человековедению сделаны, осталось строго по Марксу
"До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его"

И это делается под маской КОВИД-19
Tags: СССР финансы, США, литература, модерн, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments