obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Новое средневековье. Переписка Грозного с Курбским



Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского за последние годы неоднократно упоминалась в прессе и блогах. Почему? Что такого актуального в этих текстах 16 века? Мне кажется, что её популярность прямо связана с вступлением мира в новое средневековье и участием России в этом.

1) Личность и общество в средневековье и Новом времени.
Средневековый человек, не находящийся в какой-либо форме рабства, был чрезвычайно свободен. Хотя свобода его была скорее подобна песенке 20-х годов ХХ века:
Будьте здоровы, живите богато
Насколько позволит вам ваша зарплата.
А если зарплата вам жить не позволит,
То и не живите, никто не неволит!

Такая свобода невольно заставляла сословия стремится к самоорганизации для защиты и взаимопомощи. Мастеровых в цеха, торговцев в гильдии. Для дворянского сословия это было служение за землю или плату. Вассал получал от сюзерена землю в обмен на служение. Но, при этом, они оставались формально равными как члены сословия. Согласно европейским взглядам феодальной эпохи, даже король был лишь первым среди равных и должен был получить рыцарские шпоры. Поэтому вассальная присяга была лишь договором, который обе стороны могли расторгнуть. Чем, во времена войн, разномастные феодалы активно и пользовались, перебегая от одного сеньора к другому. На Руси тех лет это называлось "отъехать". Боярин, обиженный князем, мог отъехать к другому князю, получить у него землю и служить ему.

Но всё изменилось с приходом абсолютных монархий. Король из первого среди равных превратился в господина над всеми. Теперь, служение ему было долгом, а не договором, и покинуть его стало уже предательством, а не простым расторжением договора. С переходом от абсолютных монархий к буржуазным республикам и буржуазным же конституционным монархиям, и с созданием национальных государств, эта норма стала ещё строже. Теперь человек был от рождения обязан верностью Родине и нации.

3) Абсолютизм Грозного против феодализма Курбского.
Переписка Грозного с Курбским как раз и отражает идеологическую дискуссию в русском обществе, сопровождавшую переход от монархии феодальной к монархии абсолютной. Курбской защищает "старину", т.е. феодальные традиции, и утверждает своё право на смену служения от "самодура" Грозного на чтящего вольности польского Короля. Грозный же выступает как абсолютный монарх, которому всяк обязан службой от рождения, а не по своей воле, традиции или договору.

В широком смысле, эта дискуссия отражала разницу России, вслед за Западной Европой, уходившей в монархическое будущее, и Польши, застрявшей в феодальном прошлом. Эта разница объективно обеспечила возвышение России и стагнацию Польши, позднее уничтоженной соседями.

4) Тогда и сейчас.
Сейчас, многие из этих процессов пошли вспять. Отношения государства и гражданина снова стали лишь договором. Верность Родине и нации вновь сменилась правом "отъехать" туда, где слаще и богаче живется. И спор царя с беглым феодалом кажется многим отражением современного противостояния "квасных патриотов" с "колбасными эмигрантами".
https://pmn-2.livejournal.com/698449.html
Tags: история, литература, мигранты, монархия, неофеодализм, правительство, социология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments