obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

О Высоцком ...



навеяно
https://bantaputu.livejournal.com/474641.html
https://bantaputu.livejournal.com/474986.html

Еврейские корни Высоцкого
https://petr-kuznets.livejournal.com/132567.html
https://vas-pop.livejournal.com/2008930.html
Высоцкий и КГБ
https://foto-history.livejournal.com/10996414.html


Я таки напишу про социальные корни творчества, тем более, что они далеко не очевидны...
Для начала аналогия = быть может очень грубая, но кое в чем верная -
Высоцкий - это Навальный (Собчак) тех лет.
То есть выходец не из низов, но ищущий популярности в низах (Навальный - борьба с коррупцией, Собчак - Дом2), но не чурающийся заступничества в верхах.
Что важно для понимания ситуевины - социальный контекст -
+= Высоцкий (1938) из не воевавшего поколения. Все плюшки в карьерном росте как фронтовики собрали более старшие - лет 12 минимум. Потому и вылезли Евтушенко (1932), Визбор (1934), Ахмадулина (1937), что все места хорошие вне искусства расхватали, плюс апелляция к массовому слушателю - 1956 - 2/3 населения страны моложе 30 лет - как и в 1917 году.

+= 1956 год - 20 съезд - разоблачение культа. И для понимающего человека стоит выбор для какой аудитории петь.
Вилли Токарев (1934) выбрал уже довольно поздно - 1981 — «В шумном балагане».

+= о тех, для кого хотел бы петь Высоцкий, но которые не состоялись как самостоятельная сущность - т.н. советский народ - Основы "новой исторической общности" были подрублены Хрущевым в 1956-1961 гг. Кто станет станет гордиться происхождением от преступников (от "преступлений Сталина" к "преступлениям Ленина" - один шаг). При том именно при Хрущеве был дан старт разлюли-малине нерусских национализмов... 1956-1965/1967 - период вызревания в разлагающейся советской общности тех общностей, которые предопределили крах СССР. Манифестации новых общностей - либерализм (1965 - Процесс Синявского и Даниэля, 1966 - Письмо двадцати пяти), чекизм (1967 - Андропов стал председателем КГБ), еврейский национализм (1967 - победа Израиля в Шестидневной войне) /отказ от советской самоидентификации/

+= https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений - для США - 1924-1944 - Молчаливое поколение, архетип Художник
Это поколение - 1924-1944 для США, СССР - 1927/8-1944 могло дать тот искомый советский народ, если бы дело пошло аналогично Китаю - 1953 год - свобода предпринимательства, 1956 - оценка Сталина как и Мао - 70-30 (хорошего-плохого) _ закрытие дискуссий о роли + энергия на предпринимательство. Примеры поколений - пустышка Горби (1931) и его серый кардинал - А.Н.Яковлев (1923) из разных поколений и понятно кто вертел кем ...

+= аудитория Высоцкого - если приводить примеры из фильмов - Харитон Балун (Большая жизнь), Саша Савченко (Весна на Заречной улице), учащиеся (Большая перемена), Афоня (Афоня). Тут собственно о той социальной дифференциации, проходившей в 1950-1970-х годах. Относительно однородные на 1956 год массы молодых рабочих расслоились, кто спивался (Афоня) или забил на карьеру // кто просто не заморачивался и прилежно трудился, стараясь обустроить жизнь (Савченко) // кто хотел (учащиеся - Большая перемена) и некоторые добивались чего-то большего

+= перечисленные выше направления движения аудитории Высоцкого шли фоном самого главного процесса - роста власти номенклатуры. И теоретически Высоцкий мог бы стать певцом этой прослойки. Но важный фактор - война и послевоенное время, свидетелями которого были автор и его аудитория его поколения не могли бы дать такой чистый и незамутненный продукт, который дали Пугачева и Леонтьев (оба послевоенные - 1949 года). Это важное и светлое чувство свидетелей Победы, которое не покидало то поколение

+= Главное Время Высоцкого (большая часть) - это то, что французы назвали "Славное 30-летие" (1945-1975) - это время роста всего и вся на почве НТР, новой техники, большего потребления. К 1977 - уже кризисные явления в экономике СССР - начало в провинции нового издания дефицитов, а потом и карточек. Аналогия - Великое Путинское 10-летие (2005-2014) и как трудно проходит угар после него. А тут 30 лет (!!!!!!) угара роста. После этого трудно перестроиться, если основная часть жизни прошла в эту эпоху.

+= 1980 - смерть Высоцкого - это период окончательного разложения той общности "1955 года" (пред 20-съездовской).
Кто не спился и не стал номенклатурой стали чем-то большим и чем-то иным чем простые молодые работяги. Появились уже дети. И что поколение неноменклатурных родителей могло дать поколению неноменклатурных детей?
Тем более что эпоха экономического роста, казавшегося, бесконечным закончилась -
— Может ли сын генерала стать маршалом?
— Нет!
— А почему?
— Потому что у маршала тоже есть дети!


+= Высоцкий как поэт чувствовал всю эту "смену цвета времени" тем более, что надо было благоустраивать свою повседневную жизнь. К 40 годам уже не так легко прыгается и креативится как в 20 годочков. Как можно было устроиться (и весьма неплохо) у Высоцкого примеры были - тот же Евтушенко, Окуджава и др. Но он не утроился. Да, многие поэты не переживают 45 ...

+= Вопрос гипотетический о Высоцком и эпохе перестройки и либерализации.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Письмо_сорока_двух вряд ли бы поддержал - свидетельство тому смерть перед началом эпохи перестройщиков - поэт видит и не принимает несовершенства мира

+= "Песни рабочих окраин" (дворовые песни), стилизация под которые была коньком Высоцкого, они имели смысл в 1955-1975 годы пока эта самая большая общность не рассосалась. Попытки позднее (1990-е) возродить в виде
https://ru.wikipedia.org/wiki/В_нашу_гавань_заходили_корабли
программа Радио России, существовавшая с 1991 по 2016 год, основная идея которой состояла в сборе и популяризации «дворовой песни». В разное время передача представляла собой также и телепроект, выходивший с перерывами на различных каналах в период с 1997 по 2011 год.
не привели к чему то путному - если в эпоху Высоцкого - это были песни огромных масс молодежи, то потом превратилась в ностальжи пожилых.
Тут надо сказать что по мере распада былой общности "дворовые песни" все более становились "шансоном", бишь то в российской специфике - чистым блатняком беспримесным в отличие от более ранних десятилетий....

+= люди - главная аудитория Высоцкого и 1990-е. То советское "молчаливое поколение" оно не дало стране распасться, но не активным, а сугубо пассивным способом - молча тянув свою лямку. Они в других условиях - как в КНР после начала реформ 1979 года - могли стать намного более значимыми, чем просто быть базисом для роста чужих капиталов.
Странное молчаливое поколение относительно неплохо жившее в советское время. Сменилась эпоха (уже к моменту смерти Высоцкого), но люди не смогли ее отрефлексировать, а если и могли, то не могли ничего поделать в виду всевластия номенклатуры и отсутствия структур самоорганизации (Слава КПСС!)

+= люди - главная аудитория Высоцкого - это люди эпохи наиболее быстрого роста и пика Модерна, начавшие проваливаться в постомодерн. Советский модерн никогда не был разлюли-малиной для масс, а постмодерн (с 1988 года) так и вообще оказался ужасен. Но люди оказались в новых условиях в том же 1917 (1991) году - распад страны. В котором те доблести советского модерна оказались не нужны. Высоцкий как предчувствователь этого распада...

Дополнение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Проклятые_поэты (что интересно на французском статьи нет, стесняются)
название цикла статей Поля Верлена, посвящённых его отверженным и непризнанным собратьям по перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности, — Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме. Статьи были опубликованы в 1883 году, в 1884 году вышли отдельной книгой, а при её переиздании в 1888 году к ним прибавились очерки о Марселине Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адане и самом Верлене.
Название цикла и книги быстро стало нарицательным, и список прóклятых поэтов ретроспективно пополнился именами Вийона и Нерваля, Китса и Эдгара По, Бодлера и Лотреамона, Альфреда Жарри и Антонена Арто, Дино Кампаны и Эмиля Неллигана, Станисласа Роданского и Леопольдо Марии Панеро, Сильвии Плат и Алехандры Писарник.
Корбьер, Тристан (18 июля 1845 — 1 марта 1875) - 29 лет
Рембо, Артюр (1854—1891) - 37 лет
Малларме, Стефан (18 марта 1842 — 9 сентября 1898) - 56 лет
Деборд-Вальмор, Марселина (20 июня 1786 — 23 июля 1859) - 73 года
Вилье де Лиль-Адан, Огюст де (7 ноября 1838 - 19 августа 1889) - 50 лет
Верлен, Поль (1844—1896) - 51 год

Что сказать, ассоциация очень натянутая, как и список, все расширяющийяся.
Можно принять, что поэт жаждующий попасть в такой список не должен доживать до 45 лет.
В чем значит "проклятость" - отсутствие прижизненных славы и успеха (денег, женщин).
Потому Высоцкий никак в эту категорию не попадает.
А попадает как отмечено die_ante_bellum в категорию проектов.
Поддержанных одной конторой как бы глубокого бурения, самые яркие из таких проектов
- Евтушенко, дослужившийся аж до роли Гонца.
- Солженицын, дослужившийся аж до роли Пророка.
Так сказать софт-пауэр от конторы. Из той же серии - культовый фильм - "17 мгновений весны" - "об Органах славных, родных и любимых".
Для меня лично никогда не был Высоцкий каким-то серьезным деятелем - повлияло начало знакомства с творческом с юморных песен. Никакое последующее чтение того же сборника Нерв (1981) и прочих сборников (1988) не могло отбить начального впечатления -

Всё тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнет иной...


И, да, "культовый" фильм "Место встречи..." (1979) смотрел, потом даже книгу-первоисточник читал, но не зашло.
Другая, эпоха, другая среда.
Может московским блатным было интересно посмотреть киношку о своей молодости,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_встречи_изменить_нельзя#Образ_послевоенной_Москвы
когда ишшо менты ловили, а не крышевали, как в 1970-е.
Но как-то поэтика послевоенной Москвы и "рабочих окраин" мне не шибко понравилась.
Говорухинский фильм их той же серии про советских силовиков ("чистые руки ...") - "Следствие ведут знатоки","Рожденная Революцией", "Петровка 38", "Огарева 6" и др.
Все смотрел, но больше как о параллельной реальности - о том что было в прошлом и о том какие сейчас есть "бяки". Было понятно, что "бяки" - 1970-х - это маргиналы более широкого явления, когда партия сама становилась блатной конторой и все курируемые ей организации проникались духом блата. В общем от фильмов несло ощущением сизифова труда "органов".

От той волны про фильмов про "чистые руки ..." оставалось крайне двойственное впечатление, которое можно сейчас сформулировать так -
- крах коммунистического воспитания нового человека
- приемлемость частной инициативы в рамках закона
- потенциальная приемлемость более широкой частной инициативы вне тогдашних рамок
- вскрытие реальной классовой картины советского общества (как бы уже почти без классового)
- вечного андеграунда от которого нас оберегают добрые органы - и уже закрадывались дальнейшие вопросы о том как долго органы будут добрыми - грузинские коррупционные скандалы, а потом ужо российские (Краснодар, Елисеевский и др.) и узбекские.

Эта двойственность фильмов была также в стихотворном творчестве Высоцкого - реальная классовая сущность пролезала через слой советской пропаганды о строительстве коммунизма ....
Tags: СССР финансы, биографии, искусство, классовая борьба, модерн, молодежь, музыка, стихи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments