obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

"Пикник на обочине" и "Сталкер"

Прочитал таки "Пикник на обочине" - первоисточник "Сталкера".
Кажется и раньше читал, но как-то не впечатлился...

"Пикник", конечно, трудно экранизируем и самое главное при дословной экранизации стал бы просто пропагандой западного образа жизни или многосерийной эпопеей типа "Санта-Барбары" или "Игры престолов". Но многосерийную фантастику в СССР бы просто не дали снять - брежневизм - начало застоя и обрубания мечтаний о будущем, тем паче многосерийных, которые волей-неволей всколыхнули бы все общество. Пред искусством тогда возникала другая задача - навевать сладкий сон грез о "скромном обаянии буржуазии" ...

Поэтому, да, изменения были нужны. Но вот какого плана?

Изменения, следуя хотя бы книге Стругацких были бы неприемлемы - как-то очень странные вопросы бы возникли, что хотят элиты (не забываем, что действо перенесено в реальность как бы конвергентную - советско-западную 30-70).
Потому надо было пускать достоевщину. Это пошло на ура как официально дозволенная форма рефлексии.

Но таки огромный слой смыслов - кроме исполнения желаний, остался за бортом.
Это все штучки, что сталкеры приносят из Зоны.
Возможные остатки на Земле пикника сверхцивилизации.
Собственно сам пафос с остатками пикника тогда в советской действительности был непонятен до конца.
Более предметен, хотя и намного менее точен, пафос стал в постсоветской действительности - когда из-за кордонов наплывают всякие штуки, которых тута делать не умеют - ПК, микропроцессоры, сотовая связь, банковские карты, электротранспорт (от электросамокатов до "Тесл"), ВИЭ и прочее ...
Вернее умеют воспроизводить, а дальше как в "Пикнике" - с "ведьминым студнем", затащенным в лабораторию...

Все поздние (опосля 1964-1966 годов) Стругацкие - это про контакты обычных землян со сверхразумом.
Тогда, в советское время, это казалось странно-далеким.
А сейчас - прямо живопись с натуры - Горбачев-Ельцин-Путин пред лицом западных элит.
Местные - поклонники золотого тельца и захребетники желающие воспользоваться не им созданным - или советскими наработками, или западными наработками с одновременным вхождением в мировую элиту.
Тамошние - неведомые "Странники", псоглавцы с удивлением взирающие на м-м-м альтернативно одаренных личностей, разоривших свое итак небогатое хозяйство ради посулов ("обещать не значит жениться"), и желающих сразу со своего пожарища, обгоревшие и пропахшие дымом, завалиться как ни в чем не бывало на бал к Королеве ...

Все поздние Стругацкие - это про то как советские деревенские элитаврии не может понять зарубежных аристократов с многовековой родословной, которые играют в странные игры. Собственно что - прочитать как бе умные книжки (Маркс) и следовать их простым рецептам ("Манифест компартии") это не значит добиваться успеха. Как понимаешь сейчас - успех - это то что остается после трех поколений деятельности. Советские как раз и закончились на третьем поколении. 70 - летний рубеж это как раз то, на чем спотыкаются выскочки без роду и племени.
Мало один раз поймать фортуну (ВОСР) и во второй раз не погибнуть за нее (ВОВ). Надо еще с этим жить дальше. Но вот это очень специфическое искусство - уметь меняться и оставаться самим собой. И это не каждому дано...
Так что даже без сверхцивилизации, а с простой другой цивилизацией - это очень не просто. Поздние Стругацкие - это накатываемые перемены и неготовность к ним ...
Tags: кинематограф, литература, рецензии, элита
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments