obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

"Сталкер" Тарковского



https://www.youtube.com/watch?v=TGRDYpCmMcM

Навеяно

Мини-Дискуссией о советской фантастике
https://obsrvr.livejournal.com/1992743.html

У НАСА нет скафандров для полета Луну
https://aftershock.news/?q=node/772742
https://www.france24.com/en/20190720-return-moon-astronauts-need-new-spacesuits

Ровно 50 лет назад американцы высадились на Луну
https://www.yahoo.com/lifestyle/on-50th-anniversary-of-apollo-11-landing-heres-why-moon-truthers-still-exist-192910197.html
Мир торжествует, народы радуются, но есть голоса скептиков. В ответ на возражения, что американцы так и не могут в наше время повторить полет, американцы говорят, что раньше были деньги, а теперь денег на это нет. Здорово обнищала Америка за последние 50 лет. Раньше и на Вьетнам деньги хватало, и на гонку вооружений с СССР, и на многочисленные полеты к Луне. Ныне, увы, в Афгане не 500 000, как во Вьетнаме, только 5 000, а денег нет. СССР развалился, а денег нет. Китайцы одолжили несколько триллионов, а денег нет. Население возросло на сто миллионов человек, а денег нет.

США добились отменных успехов в посылке небольших автоматических станций к другим планетам, а технологии для полета на Луну человека утеряны. США научились запускать космические челноки и причаливать к российской космической станции. А технологии для полета на Луну всё равно не нашлись.

Если же мы посмотрим на историю с другого бока, то найдем массу прогнозов прошлого. Полеты на Марс к концу века, постоянная космическая станция на Луне в 80-ых. В наше время должны были покорять спутники Юпитера и астероидный пояс. То есть, фальсификация 69 года была весьма допустимым ходом. Инсценировка 69-го должна была быть перекрытой реальными полетами на Луну буквально через несколько лет. Если бы американцы знали, с какими проблемами столкнется разработка реальной ракеты для полета на Луну в СССР, они бы не нервничали, даже инсценировку устроили бы годика на три-четыре позже.
https://kosarex.livejournal.com/3801283.html

Ждем открытия в Чернобыле пивных баров
https://www.gazeta.ru/social/news/2019/07/10/n_13195621.shtml
Президент Украины Владимир Зеленский своим указом создал «зеленый коридор» для туристов в чернобыльской зоне отчуждения, сообщает ТАСС.

Согласно его заявлению, эта территория будет одной из точек роста новой Украины. Зеленский уточнил, что зона отчуждения станет научным и туристическим объектом.

Как отметил президент Украины, в Чернобыле уберут коррупцию и «дурные» запреты. По словам Зеленского, зона отчуждения будет доступна для инвестиций.

Ранее сообщали, что президент Украины собрался нанести визит на Чернобыльскую АЭС.

Снятие запретов я понимаю, а Чернобыль как точка роста новой Украины воспринимается как дурная шутка. Нужно обладать определенным менталитетом, чтобы воспринимать Чернобыль как туристический объект. Взял деньги, поехал в Чернобыль, зашел в ресторан и заказал выпивку с закуской ради исполнения мечты - нажраться за столиком с видом на Чернобыльскую безжизненную АЭС. Можно придумать что-то повеселее, в Польше организовать Луна-парк Майданек, а нас на Магадане устроить казино ГУЛАГ внутри подновленного барака концлагеря. Но для таких развлечений нужен особый менталитет. Зеленский им обладает, но многие ли ещё обладают схожим менталитетом? Вот для Зеленского понятно всё вытекающее из идеи точки роста - бордель Чернобыль, казино Чернобыль, пивбар Чернобыль, концертный зал Чернобыль. Действительно, весьма выгодная идея - например, в Киеве можно послушать Моцарта в концертном зале за 100 гривен, в Чернобыле будет стоить 200 гривен, но это же модно и эстетично!
https://kosarex.livejournal.com/3799600.html

"Козерог-1". Приключенческий художественный фильм 1977 года.

В середине 1980-х в США реализуется космическая программа «Козерог», предполагающая отправку пилотируемой экспедиции на Марс. При подготовке руководству программы становится ясно, что в ходе экспедиции экипаж неминуемо погибнет. Администрация президента по политическим мотивам не может допустить неудачи, но в то же время не желает отменить или отложить экспедицию. Принимается решение тайно отправить в полёт корабль в автоматическом режиме, в надежде на его успешное возвращение, а аудио-, видео- и фотоматериалы экспедиции фальсифицировать, используя съёмки в специально подготовленных декорациях. В заговоре участвует узкий круг высокопоставленных чиновников, в то время как большинство рядовых сотрудников NASA, а также астронавты — члены экипажа корабля «Козерог-1» — в него не посвящены.

В начале фильма вице-президент упоминает, что на программу «Козерог» потрачено 24 миллиарда долларов. Именно столько было в реальности потрачено на программу «Аполлон».

Система жизнеобеспечения «Козерога», по словам руководителя, проработала бы три недели. Система жизнеобеспечения реального «Аполлона» также рассчитана на три недели.

Я смотрел этот фильм еще в 1980 году. Тогда, разумеется, ни о каком "лунном заговоре" не знал, а просто воспринимал происходящее на экране как "хороший простой американец против мерзкой американской политической системы".
https://grey-croco.livejournal.com/2236460.html

Таки решил тряхнуть стариной и посмотреть еще раз
Итак.

1) Фильм очень советский и пропитан реалиями того времени
- в самом начале - семейный скандал + возлияния писателя для вдохновения
- поиски смысла жизни
- монолог в конце подруги сталкера - про то что горе-не беда,лишь бы жить не скучно (современная жизнь о 2019 годочке ну никак ни для кого не "скушна")
- монологи писателя о себе и монологи-диалоги ученого
- нищий сталкер-сиделец живет стильно - библиотека (в конце), подруга в хорошей дубленке, сигареты у подруги стильные
- фильм "Письма мертвого человека" (1986) снят в такой же стилистике, но остро агитационный - "Ядерному взрыву нет-нет-нет", "Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира".
- в самом конце - девочка двигает взглядом стаканы - телекинез. Отражение позднесоветского психоза в части общества на почве паранормальных явлений.

2) Но на написание сего опуса подвигли
- общий вид зоны, очень напоминающий чернобыльский
- момент в конце когда ученый достает миниатомную бомбу на 20 килотонн.

И тут ужо полез в Вики
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарковский,_Андрей_Арсеньевич
маненько прихренел
«Жертвоприношение» (швед. Offret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра.
Картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986) и другие награды.

Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма» братьев Стругацких. Текст фактически написан Аркадием Стругацким в 1981 году по просьбе Тарковского.
...
Только гости собираются сесть за стол, как по телевидению объявляют, что началась ядерная война. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит («Я дам тебе всё, что я имею; семью, дом, Малыша»), если только всё это прекратится.
...
На следующее утро всё выглядит нормально. Герою кажется, что ничего не было. Тем не менее, он не забыл обещание, данное Богу.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жертвоприношение_(фильм,_1986)

В феврале 1976 года Тарковский официально получает «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша
...
Хотя в титрах Тарковский не значился как сценарист, он считался одним из трёх соавторов, и роль его заключалась в основном в выбраковывании материала. Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием «Машины желаний» никакое другое произведение не отняло у них столько сил, и назвал ту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалось написание повести «Жук в муравейнике».
Подписание фильма в производство могло бы затянуться ещё дольше, и Тарковскому пришлось написать письмо в адрес XXV съезда КПСС — достаточно обычный приём в то время.
...
Фильм выходит за рамки бюджета из-за постоянных переделок, сценарий продолжает переписываться прямо по ходу съёмок, которые продвигаются тяжело и медленно. Тарковского совершенно не устраивают результаты, он жаловался Борису Стругацкому, что «всё не то и не так». Придирчивость режиссёра утомляла команду. Над одной только постановкой сцены, длящейся на экране несколько секунд, художники картины работали несколько дней. Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадёт в кадр, был только зелёный цвет. Вся трава неправильного оттенка скрупулёзно удалялась по одной травинке.
Фильм снимался на киноплёнку Kodak, которая в советское время была дефицитом и отпускалась только избранным режиссёрам
...
Съёмочная команда предполагала, что картину могут закрыть, но ещё в июле 1977 года Тарковский смог получить разрешение в Госкино на увеличение бюджета до двухсерийного. По мнению Аллы Латыниной, Филипп Ермаш симпатизировал Тарковскому, и только так можно объяснить неожиданное разрешение на увеличение бюджета картины
...
В октябре 1977 года сценарий, который по-прежнему не устраивал Тарковского, в очередной, уже в восьмой или девятый, раз переписан. Метод проб и ошибок, когда режиссёр никак не мог объяснить авторам сценария, чего же он хочет, в конце концов, дал результат. Как вспоминал Борис Стругацкий, они с братом дошли до отчаяния и, наконец, выдумали Сталкера-юродивого. Этот вариант понравился Тарковскому, но зима приостановила съёмки. В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и приступил к работе заново уже с третьей по счёту командой. Изменилась концепция: полностью исчезло научно-фантастическое начало и Кайдановский воплотил на экране новый образ.
...
Фильм довольно долго не выпускали в прокат. Однако, в отличие от большинства других фильмов Тарковского, «Сталкер» практически не подвергся цензурной правке и имел более или менее успешную прокатную судьбу в СССР
...
В 1980 году Тарковский получил звание Народного артиста РСФСР, но «Сталкер» стал его последней картиной, снятой в СССР, дальше он работал за границей. Ещё один всплеск интереса к фильму имел место сразу после Чернобыльской катастрофы и смерти Тарковского в 1986 году. Фильм часто называли роковым для его создателей. В начале 1990-х погибла в пожаре монтажёр картины Людмила Фейгинова. В том же пожаре сгорели черновые материалы первых вариантов картины. Многие из тех, кто работал над «Сталкером», рано ушли из жизни, в том числе Анатолий Солоницын (1982), сам Тарковский (1986), Николай Гринько (1989) ...

Так тяжело давшийся фильм, пятая из семи крупнейших работ режиссёра, открывает зрителям позднего Тарковского. Картина была в целом оценена критиками как одно из его наиболее значительных произведений и замечательное явление мирового кинематографа в целом.
...
В первых вариантах сценария был ядерный взрыв, петля времени и золотой шар вместо комнаты. После долгой работы со сценарием Тарковский последовательно изжил из него всякое научно-фантастическое начало, имевшееся в «Пикнике на обочине». Путешествие героев по Зоне из приключения становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое отчаяние. В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к идеальному и, в конечном итоге, к цели пути — Комнате и исполнению желаний состоит весь смысл картины. Отождествление пути, по которому проходят герои, и поиска самого себя — один из главных философских посылов картины
...
Сюжет картины в основном концентрируется вокруг троих героев, их споров и действий. Их образы несут каждый своё философское начало. Профессор — научный материализм, Писатель — мировоззрение художника, выродившееся в цинизм; сам Сталкер — это вера
...
Визуальное решение фильма — грязные и унылые пейзажи, разваливающиеся дома; сама Зона — было перенято многими советскими и российскими кинематографистами. Отпечаток влияния «Сталкера» несут на себе такие картины как «Третья планета», «Рой», «Кин-дза-дза!» и другие
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталкер_(фильм)


Надо понять фон советской действительности в которой снимался фильм
-= проигрыш в космической гонке и начало научно-технического скепсиса
-= 1970 - сделка века «газ — трубы» - начало сырьевой зависимости СССР...
-= первые плоды брежневского застоя + 30-летие первых советские бэбибумеров - пора первых жизненных итогов
-= застой и одновременно понимание нарастания будущих перемен (аналог - путинизм до 2014 года)
-= бездеятельность общества при нарастающей деятельности "прогрессоров" с площади Дзержинского ...

+ как понимаем сегодня - фильм антитехницистский и "духовный" - про поход к комнате, где исполняются желания и про метания героев. Чисто достоевщина ...
+ как понимаем сегодня - весьма возможный договорняк СССР-США по космосу
+ как понимаем сегодня - с 1976 года Всесоюзный НИИ системного анализа ГКНТ и АН СССР (ВНИИСИ) - многочисленные контакты с Римским клубом и прочими экологами-тормозителями НТР
+ как понимаем сегодня - нарастание власти КГБ и и его культур-трегера Ф.Д.Бобкова = отсюда такое внимание к творческой интеллигенции и поощрение таких нестандартных фильмов - как Солярис (пропаганда мирового правительства) и Сталкер (экология и торможение НТР)
+ понимаем сегодня - КГБ как генератор всякой в т.ч. крайне разрушительной нестандартности, начиная от Джуны и "Ленинградской группы экономистов" и кончая ГКЧП.
Преемники КГБ хорошо постарались с "рязанским сахаром", Крымом, а их заокеанские и ближнеостровные визави с 11.09.2001, потом пробиркой Пауэлла и так далее вплоть до Скрипалей и нонешних танкеров в Ормузе.
+ понимаем сегодня - художнику маненько приоткрыли кухню и вот у него картины апокалипсиса аккурат к последнему фильму воплотившиеся в Чернобыль.
Потому и реальные советские апокалипсисы уж очень хорошо изготовлены
+ понимаем сегодня Авария на АЭС Три-Майл-Айленд (28 марта 1979 года) как-то хорошо подошла к моменту выхода фильма.
Очень пророческий автор, однако,
1979 - Сталкер - Три-Майл-Айленд
1986 - Жертвоприношение - Чернобыль
И в самом-самом конце - с 2:34:10 ежели правильно слышу

Гимн Евросоюза - В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года — Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 года).

Вот такие совпадения, понимаешь .................

P.S. Эта запись в некотором роде продолжение Субъективное. Читая "консерваторов"

но там про РКМП, а здесь про СССР. Про то что целый пласт культуры достоин забвения - он родился в весьма специфических условиях хитроплановости, адресован тем социальным группам которых нет, и самое главное насаждает социальный пессимизм-идеализм-достоевщину ...
Tags: КГБ, СССР финансы, атомная энергетика, кинематограф, конспирология, культура, очертания будущего, экология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments