obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

О советской фантастике

Здесь возник вопрос о советской фантастике.
И решил написать лонгрид, благо прочитал в свое время много (в основном издания до года 1985), кроме самой позднесоветской ...
А также замечания по фантастике в советском кинематографе, потому "замечания", что фантастики было мало

Общие признаки советской фантастики
Яркая социальная направленность - про революцию во всем мире или в отдельных странах тама.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Тема яркая, но после ВМВ потерявшая изрядно свою пламенность. Тогда, когда я читал, я не мог объяснить, а сейчас это понятно - 1943 – манифест советского ренегатства Мировой Революции? а также огромные потери в ВОВ, атомное превосходство США, сделавшие идею революционной войны несбыточной.

Этапы советской фантастики
Ранний этап (1917-1945)
Произведения разбиваются на два корпуса
- острозлободневные, минимально художественные, например, Фильм "Если завтра война", СССР, 1938, о которых предпочли забыть (так как расхождение мечты и реальности дало глубочайший шок в 1941 году)

- более художественные, которые составляют лучшие произведения (как по содержанию, так и по стилю) советской фантастики
= А.Толстой «Аэлита» (1922—1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927).
Экранизации этих книг тоже хороши
= Беляев Собрание сочинений [8 томов], 1963-1964 - прочел все, чрезвычайно понравилось
Экранизации не смотрел, но по отрывкам не понравилось - смена духа эпохи с "нативных" 1920-1930-х на 1960-1980-е очень повредила экранизациям.
У Беляева не только социальная, но технонаправленность, и есть даже статьи про прогнозы и сбывшееся.
= Г.Адамов "Тайна двух океанов" (1938; 1939) - о плавании из Ленинграда во Владивосток — подводной лодки. Как и большинство предвоенных произведений, роман выдержан в духе времени: шпион-предатель среди экипажа, борьба с «агентами империализма», успешное выполнение приказов партии и правительства, популярные лекции по науке и технике. В 1956 году роман был экранизирован.
Кино, хотя и снято позже, неплохое, т.к. борьба с культом и борьба "за мир во всем мире и разоружение" еще не успели сказаться.

В целом ранний этап один из наиболее интересных и книги (и аутентичное кино) весьма занимательны прежде всего полетом фантазии, не знающей преград. Книги и кино после 1945 года более сдержаны, так как Поход в Европу неудался и американское ядерное оружие, и вообще явленная мощь США в отличие от европейских карликов (Франция, Британия и прочая мелочь) резко ограничивала полет фантазии.

В то время полет фантазии в искусстве перехлестывал в другие жанры, например - комедия Волга, Волга (1938) вышедшая в разгар репрессий - фильм о том как простые люди подкузьмили бюрократа. Не говоря уже о не менее притягательных детективах, в которых ловят иностранных шпионов.


Средний этап (1945-1964)
Это литература страны-победителя в ВОВ.
Но нерешенные задачи мировой революции и необходимость "длительного мирного сосуществования с капитализмом" стали накладывать свой отпечаток - произведения стали более сдержаннее и полет фантастики стал ограниченным со странными размышлизмами (еще не так явными тогда), но на следующем этапе разгулявшимися до предела.

Наиболее примечательные авторы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанцев,_Александр_Петрович (1906 - 2002) - начал писать еще в 1941 году, но большинство произведений - после ВОВ
Роман Казанцева 1941 года - "Пылающий остров" относится к предыдущему раннему этапу советской фантастики и близок по сюжету к роману А.Беляева "Продавец воздуха" (1929).
Еще раз возвращаясь к Раннему этапу - стилистика и описание техники его сформировались под огромным влиянием ПМВ, давшей большое число технических новинок - подводные лодки, самолеты, танки, отравляющие газы и массовое употребление более ранних технологий - автомобили, радиосвязь, пулеметы.
В свою очередь Средний этап прошел под знаком атомного оружия, спецопераций и мятежевойн - повествование становится более "хитровыделанным" плюс к этому "развенчание культа" привело к еще большей сдержанности, хотя курс на построение коммунизма сохранялся и интенсивно декларировался.
Из авторов этой эпохи
- Александр Казанцев - хотя примерно половина произведений хронологически относится к после 1964 года, но стилистика Среднего периода сохраняется.
Казанцев - читается не так легко как его книга 1941 года ("Пылающий остров"), но в целом при минимальном начальном усилии вполне читабелен.

А вот дальше... Дальше пошел "темный лес до небес"
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ефремов,_Иван_Антонович
Ранний этап творчества от одного из первых рассказов "Катти Сарк" (1944) примерно до "Туманности Андромеды" (1957) - неплохие произведения начинающего автора, а некоторые - исторические приключения «Путешествие Баурджеда» (1949) и «На краю Ойкумены» (1953) очень хороши, вполне в духе Р.Хаггарда ("Дочь Монтесумы", "Копи царя Солмона"). Стилистика произведений вполне в духе Раннего этапа. Может быть Ранний этап даже лучше датировать (1917-1953) с окончанием в момент смерти Сталина, когда стало понятно, что реальный, а не показушный (как 1956-1964) революционный задор иссяк.

Творчество Ефремова начинает поворот с "Туманности Андромеды" (1957). С этого момента он становится для меня неудобочитаемым. Произведения превращаются из фантастических романов к какие-то "проповеди на заданную тему". В ЖЖ один из авторов заметил, что Ефремова подрядили на озвучку мечтаний одной из элитных групп, и автор на этой теме "спекся".
В те годы, в которые я читал, я долго не мог окончательно понять в чем самые главные причины отторжения ефремовского стиля, а ныне понял - автор в далекое будущее переносит всю убогость потсталинского СССР образца 1956 года.
Убогость необыкновенная + желание "держать и непущать".
Консервируется буквально все и романы становятся ходульными агитками.
"Лезвие бритвы" бросил в самом начале из-за пропаганды восточной (индийской) эзотерики
"Час Быка" почитал в конце 1980-х весь, но из последних сил заставлял себя читать, чтобы узнать, где тут это самое "запрещенное".
"Час Быка" в моих глазах сильно проиграл, потому как романов с "обличением капитализма" и намного более ярких публиковались в двух сериях зарубежной фантастики ("Мир" (1965-1999) и "Молодая гвардия" (1965-1973)) (но с ними я забегаю вперед)

Чуть позже Ефремова другая группа советских элитариев выдвинула альтернативных "властителей дум" в фантастике - это
https://ru.wikipedia.org/wiki/Братья_Стругацкие#Собрания_сочинений
Если ранние произведения от «Страна багровых туч» (1959) до примерно «Далёкая Радуга» (1963) (или «Полдень, XXII век» (1962)?) вполне укладывались в стилистику советской фантастики того времени и были относительно удобочитаемы, то начиная с
«Трудно быть богом» (1964) пошел вал зашифрованной писанины, с которой я тогда не смог разобраться. Даже «Понедельник начинается в субботу» (1965) была проникнута аллюзиями, в которых я не хотел разбираться.
Но все-таки (плакал, кололся и) прочитал «Улитка на склоне», «Парень из преисподней», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Град обреченный» (частично) и таки до конца не понял многослойный текст. Его и было невозможно понять исходя из официальных советских реалий.
Но ключ к книгам дала Перестройка и всплытие всех и всяческих кураторов и откровенных людоедов-люденов начиная от Е.Т.Гайдара - зятя Аркадия Стругацкого - "На формирование мировоззрения большое влияние оказали книги братьев Стругацких. В частности, под влиянием повести «Обитаемый остров» ...".

В целом творчество Стругацких, начиная «Трудно быть богом» (1964), проникнуто явно гностическими мотивами про власть избранных над быдлом, что несмотря на все завихрения сюжета (не хуже, чем у зарубежных образцов) вызывает отторжение.

Собственно средний этап развития советской фантастики в моих глазах - это заочная полемика Ефремов-Стругацкие.
Что можно сказать в итоге - Оба Хуже. С одной стороны консервация убогости 1956 года и пропаганда восточной мистики , а с другой некоторое материальное благополучие под властью "неизвестных отцов" (ЦРУ-КГБ) и пропаганда гностицизма.


Поздний этап (1964-1991)
Здесь единое русло, фантастики с утратой коммунистической перспективы и переходом к "развитому социализму" распадается.
Больше издается зарубежной фантастики и больше печатается сборников.
Итак
1955—1990 - Мир приключений (альманах) — советский альманах (сборник) фантастической и приключенческой литературы для детей и юношества «Детгиз» — «Детская литература» .
1959-1993 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_приключений_и_научной_фантастики
1961-по н.в - https://ru.wikipedia.org/wiki/Искатель_(альманах)
1965-1973 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_современной_фантастики
1965-1999 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарубежная_фантастика
1965-1970 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_приключений (Станислав Лем «Магелланово облако»; Герберт Уэллс «Первые люди на Луне», «Пища богов»; Артур Кларк «Лунная пыль»; А. Азимов «Я, робот», «Стальные пещеры»; Стругацкие «Страна багровых туч»; А. Днепров «Глиняный бог»; Иван Ефремов «Сердце Змеи»)
В журналах (Техника — молодёжи, Уральский следопыт - не читал, Юный техник (зарубежная ф.) - читал)
1986-1987 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_фантастики - не читал, преимущественно перепечатки из вышеназванных сборников
1986-1993 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Мир_приключений_(книжная_серия) (не читал)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Книжные_серии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Фантастические_книжные_серии

Из прочего достойного упоминания
https://ru.wikipedia.org/wiki/Велтистов,_Евгений_Серафимович (1934—1989)
Электроник — мальчик из чемодана (1964)
Рэсси — неуловимый друг (1971)
Победитель невозможного (1975)
Собственно по книгам очень хорошо чувствуется нарастание триумфа мирного сосуществования, разрядки и "конвергенции систем"
Экранизация - Приключения Электроника (1979) - понравилась только своими песнями.
Стилистика фильма чисто позднесоветская - типа "Мэри Поппинс" и др.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кир_Булычёв (1934-2003)
Приключения Алисы - читал только книгу издания 1970-х годов, понравился сюжет и хороший слог.
Более не читал, хотя много чего еще вышло у автора
Фильм https://ru.wikipedia.org/wiki/Гостья_из_будущего (1985) не смотрел, потому как вырос из советской фантастики и с начала 1980-х почти полностью пересев на зарубежную.
Более молодые прямо пищат от фильма, актрисы и "пророчеств".
Мне в качестве пророчеств о будущем СССР вполне хватило пьес А.Н.Островского и Э.Золя ("Карьера Ругонов"), потому как нарастающий вал буржуазности не видели только младшеклассники, тащившиеся от фильма ...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский,_Эдуард_Николаевич
Крокодил Гена и его друзья. — М., 1966, 1970
Дядя Фёдор, пёс и кот. — М., 1974
Гарантийные человечки. — М., 1975
Тут уже полное погружение в бытовуху и детскую литературу


Прочая фильмография фантастическая - "Москва-Кассиопея" (1974) и "Отроки во Вселенной" (1976) - унылое г..но, впрочем как и более ранний фильм "Туманность Андромеды" (1967). Ну не умели делать такое кино - потому как под взором брежневской КПСС особо не развернешься. И вообще к 1974 и 1976 годам тема космоса протухла полностью и окончательно, поскольку стало понятно, что советские будут только кружить на орбите вокруг Земли.



Подводя итог -
1) Литература отражала дух времени
- 1917-1945 - мечта о мировой революции
- 1945-1964 - метания при понимании невозможности мировой революции -
- 1964-1991 - полный отказ от идеи мировой революции - распад единого потока на множество подрусел под влиянием бытовухи и зарубежной фантастической литературы
Дополнительно - 1957-1970 от "Туманности Андромеды" до "Часа Быка" и "Отель „У Погибшего Альпиниста“" заочная неявная полемика Ефремов-Стругацкие с "выпиливанием" Ефремова и абсолютной победой Стругацких (Стругацкие как ныне АБП - абсолютные доминанты). Победа гностицизма и эзотерики на коммуномечтаниями и аскетизмом.

2) Наиболее читабельные произведения - это произведения с четкой позицией без фиги в кармане - или ранней эпохи или поздней эпохи полностью деидеологизированые. Ефремов и Стругацкие со своим "дефицитом из-под полы" - самые мутные, хотя поклонники и славят их.

3) Окончательное низвержение советской фантастики на Позднем этапе во многом ускоренное проникновением зарубежной фантастики, на фоне которой советская откровенно не смотрелась - было очевидно, что принудительно закрыты множество сюжетов

4) Ограниченность советской фантастики - так как для нее оказались полностью закрыты главные сюжеты, связанные с властью и многообразием миров. Хотя некоторые авторы умели пролезать в тематику, например, Стругацкие, но многослойность эзопового языка и невозможность нормального публичного обсуждения сюжетов вымаривала тематику.

5) Полное понимание причин ограниченности-исчерпанности пришло относительно недавно, когда понял про циклы, в частности про кризисный период в районе 70 лет (очередной "Селдоновский кризис") - сродни американскому кризису Гражданской войны. Ну и литература, понятно, отразила этот кризис ...

6) Постсоветская российская фантастика яростно кинулась добирать свое в плане свободы творчества и сюжетов, но исчез социальный слой-адресат (интеллигенция), хотя качество литературы как мне кажется улучшилось ...

7) Советская фантастика Позднего периода была огромным эрзацем реальных перемен. И в тот момент когда перемены пошли валом и неостанавливаются и ныне ("цифровизация" начавшаяся лет 10 назад) литература отходит на второй план, хотя некоторые авторы - Пелевин - таки дают интересное чтение ...


Дополнение 1 - ответ на вопрос - "столько боли.. Зачем вы все это тогда читали!?"
Дарагой говарисч.
Тохда не було
- Интернета
- ПК
- Никакой открытой политической дискуссии и все обсуждения перспектив сдвигались в литературу и эзопов язык (как в Росс.империи), через который нужно было продираться и делать выводы самому. Иначе становишься полным идиотом (в греческом смысле)

- С Самиздатом можно было присесть
- Ударяться в религию/хиппи - ну это шибко на любителя
- ТВ -= 2 программы и мало чо смотреть можно

Вот кто не был "мазохистом" и не читал тот попросту спивался

Это Дарагой говарисч було тохда в интеллектуальном плане аналогом - "бегом от инфаркта" =
захочешь жить - и еще не так раскорячишься

Дополнение 2
Булгаков у меня проходит не по рангу фантастов, а по "обломкам прошлого" (как Зощенко и Ахматова) и "держателям фиги в кармане" (Войнович).
Грин - "не читал но осуждаю", ну не смог это читать вообще.

С Кино, да - упустил
Дознание пилота Пиркса - не смотрел - так как читал Лема и не хотел особо смотреть советских ужастиков - хватило Сталкера и Легенды о динозавре (Япония)
Письма мёртвого человека (1986) - агитка горбачевская про разоружение. Это недостойно называться фантастикой - сидит чел и стонет.
Сталкер - смотрел и не проникся как и Стругацкими и прочим п..достраданием столичным
Солярис - не смотрел - так как читал Лема и не хотел особо смотреть советских
Планета бурь - читал но не вдохновило смотреть
Иван Васильевич меняет профессию - это чисто комедия положений типо "Здравствуйте я ваша тетя", "Труффальдино из Бергамо" и прочее
День гнева - даже и не слышал = глянул в Вики - Сталкер 2.0 в моем понимании

Колупаев, Прашкевич - не слышал
Гансовский - слышал, но не читал
Крапивин - в моем понимании чисто детский писатель типо Алексина

Я вообще предпочитал зарубежное = Саймак, Шекли, немного Бредбери, Азимов (Основание)
и в целом по https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарубежная_фантастика
В советской мало динамики и больше рассуждизмов. В результате книги растянуты в 2 раза от зарубежного аналога
Tags: СССР финансы, литература, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments