obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Деревенская проза в СССР и после ...




https://ru.wikipedia.org/wiki/Деревенская_проза

Навеяно
https://ukhudshanskiy.livejournal.com/8534433.html
https://kosarex.livejournal.com/3461238.html

Как человеку городскому, но с родственниками в деревне, мне изначально были непонятны деревенщики. Чего они хотели?

Покаяния за прошлое? Но его уже не вернуть. Возвращения в деревню? Но вполне очевидно было и при соввласти, что деревня отстает от города, ежели не брать в расчет совхозы-колхозы миллионеры. Об этом не говорилось прямо, но это носилось в воздухе - отчего же деревенская молодежь рванула от этой пасторали в город. Собственно одна деревенская грязюка, когда сапоги и галоши - непременная обувь с весны по осень за исключением летней жары - отбивали всю пасторальность, не говоря уже об гм-м-м "широком" выборе в магазинах. И это все еще при соввласти. Ну и третий столп - религия-обряды казался странным. Даже не столько обряды как дело нужное, сколько религия. Что дала она? Возможность спрятаться в домике от внешнего мира? Воспоминания детства? И все... Никакой всемогущий бог не помог противостоять переменам пришедшим в мир.

Чего добивались они вышибая слезу? О дивном старом мире мы читали у других писателей, зачастую дореволюционных и ничего дивного в прошлом мире не находили - бедность, когда не хватало одежды и огромный повседневный труд по хозяйству, чтоб семья элементарно выжила.

Да, как понимаешь сейчас - это были художники, воспевавшие убитый (с особым цинизмом) старый мир. Но возврата к нему не было. Теоретически частичная регенерация была влзможна после 1953 года. Но тот кто дал относительную свободу (Хрущев) окончательно порушил старый мир.
Деревенщики боялись взглянуть с исторической высоты на произошедшее.
Из деревни сбежали все активные-умные-добрые. Последнее отнюдь не очевидно, но доброму человеку смотреть изнутри на деревенскую жизнь и не уходить в город - это значит спиться...
Остались значит пассивные-неумные-недобрые.
И что в результате - . Астафьев очень переживал, когда у могилы его дочери стащили ограду и сдали на металлолом. В деревне Белова ограбили церковь, которую он восстанавливал на свои деньги.
(В федеральных СМИ прошла информация, что писателя разбил инсульт после того, как местные жители разграбили и осквернили церковь в Тимонихе, которую Белов восстановил на свои средства. Однако в самом Харовском районе, где находится деревня Тимониха, это считают газетной уткой: кража икон в храме действительно была, но это произошло в 2006 году и на здоровье писателя трагически не повлияло. Причём в первую очередь в краже подозревают не местных жителей, а приезжих соседних дачников
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белов,_Василий_Иванович)

Деревенщики хотели просветить мир, но оказались элементарно неготовы к обычным жизненным ситуациям. В стране кризис, людям жрать нечего, но оградка - это святое. Как и церквушка.
О чем тревожились они в последние годы жизни?
Белов в 2005 году подписал «Письмо 5000» https://ru.wikipedia.org/wiki/Письмо_5000

В общем жили они "попиндикулярно" большинству, желая быть пророками но не стали.
Сначала помешала советская власть с орднунгом, потом постсоветская с антиорднунгом.


Теперь-то прекрасно понимаешь изнанку этих деревенских пасторалей.
Пастораль - это выжимка для поэтических натур.
А сутью, стержнем той деревни были очень жесткие и даже жестокие люди.
Ярчайшие примеры - Дудаев-Яндарбиев-Масхадов-Кадыров в Чечне, Бандера на Украине, Гамсахурдия в Грузии.
Вот реальные лица той живой, незалакированной деревенской жизни.
Если убрать их (слава НКВД ?!) - получится чистая пастораль как в писаниях писателей деревенщиков ...
Tags: литература, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments