obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

РПЦ - аналогии с прошлым и воспоминание о будущем




Иконоборчество в Византии (если отвлечься от более поздних эпизодов в христианской истории типа иконоборчества протестантов в XVI в.) было государственной политикой в несколько периодов истории этой империи VIII-IX вв.

Началось все с 717 года, когда к власти в Константинополе пришел новый император Лев Исавр. Выдающийся полководец, можно сказать "железный прагматик", который сумел остановить арабское наступление, а также отразить и других врагов. В 720-е он и начинает прводить новую церковную политику, которая строилась на отрицании многого в христианстве: почитания святых и Богородицы, почитания святых мощей, икон, креста. В общем, это была своеобразная попытка "рационализировать" христианство, что позже протестанты у себя проделали с гораздо большим успехом (насколько это помогло самим протестантам - иной вопрос).

Так вот, в 720-е годы начинаются иконоборческие реформы церковной жизни. Понятное дело, что церковная иерархия подверглась перетряске, ибо сопротивление "новым веяниям" было колоссальное, а импертор опирался на армию и административный аппарат. Постепенно репрессии против почитателей икон и святынь приобретали все более жесткие формы, особенно после императорского указа 730 г., категорически запрещавшего почитание икон и святынь. И в 730-е годы начались уже масштабные гонения на иконопочитателей, сопровождавшиеся закрытиями монастырей, уничтожением икон, мощей, а также репрессиями против непокорных. Следует отметить, что Рим сразу выступил категорически против иконоборчества Льва Исавра и был оплотом иконопочитания (разделение Церквей произошло позже, в XI в.).

Но в 741 году вся эта иконоборческая государственная кампания внезапно прекращается в связи с кончиной императора Льва Исавра. Однако в 754 г. в Константинополе по инициативе императора Константина Копронима состоялся иконоборческий церковный собор, который подтвердил все запреты на иконопочитание и репрессии начались с новой силой.

Однако, со временем иконоборчество стало сдавать позиции и в 787 г. при поддержке императрицы Ирины собрался Седьмой Вселенский собор, который отменил все акты собора 754 г. и утвердил иконопочитание.

Правда, в 813 г. к власти в Византии пришел новый император-иконоборец Лев Армянин, который сумел переломить неудачный ход войны с болагарами и добиться выгодного мира с ними. На волне популярности он в 815 г. созвал новый собор, на котором акты собора 754 г. были вновь признаны, а иконоборчество развернулось с новой силой (правда, император Никифор очень плохо кончил). Но на этот раз иконоборчество торжествовало недолго (хотя имели место периоды ожесточения гонений): в 843 г. новый собор подтвердил все потановления VII Вселенского собора, тогда же был установлен и чин "Торжества Православия" ("Неделя Торжества Православия" празднуется в начале Великого Поста, в первую его "неделю" т.е. воскресенье).

Но вернемся к VIII веку. Меня заинтересовало некоторое совпадение в датах с советской историей:

717 - 1917;
720-е - 1920-е;
730-е - 1930-е;
741 - 1941;
754 (иконоборческий собор) - 1954 (два пленума (!) ЦК КПСС по усилению атеистической работы, с чего начались "хрущевские гонения");
787 - 1987 (пересмотр партийной политики в отношении верующих в преддверии 1000-летия Крещения Руси, отмечавшегося в 1988 г. уже с государственной поддержкой).
https://777hawk.livejournal.com/1690693.html

P.S. Obsrvr - и дальше продолжим аналогии
815 - 2012 - Дело Пусек и очередной этап начала "гослюбви"
843 - около 2043 - полный конец "гослюбви" и начало реформации в РПЦ - реформаторы - первое полностью постсоветское поколение от 1992 года рождения ...
Tags: Византия, РПЦ, реформы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments