obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Три источника и три составных части... Деконструкция...


Первое многоточие - проверка на эрудицию - какое слово пропущено :)

Михаил Ягих
«Вопросы философии» опубликовали последнее перед самоубийством научное вступление Эдвальда Ильенкова, посвященное борьбе с большевиками-позитивистами.
http://www.vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1923&Itemid=52
Содержание пусть оценивают современные физиологи, но драматизм и пафос мышления личности, распявшей себя на языковых противоречиях, потрясает.

«Да, поэтому-то с их точки зрения мозг устроен так, что он органически, в силу морфофизиологических структурных особенностей, унаследованных им от рождения, он является врагом диалектики, он не приемлет противоречия.

<Реплика из зала, нрзб.> Ага, вот она. И когда этот мозг оказывается в ситуации, когда один участок мозга ему говорит «А», а другой «не-А», то наступает – это я уже другого на память цитирую махиста, Бермана, тоже одного из авторов, с которыми Ленин-то все время бьется – наступает дискомфортное самоощущение мозга. Это и есть противоречие. Поэтому-то они до сих пор так не любят Гегеля, который считал, что напряжение противоречия – это и есть мотор психического развития. Для них это только дискомфортное состояние тела мозга, от которого организм во что бы то ни стало старается избавиться и, как Ванька-встанька, покачавшись, на одной стороне остановиться – на «А», или на «не-А», наоборот. Видите, тут связано все очень глубоко и очень прочно. Вот эта психофизиологическая концепция мышления, с принципиальным отрицанием историзма в психологии – потому что никакого историзма без принятия противоречия как движущей силы психического развития не получится. И вот той дорожкой через бердяевщину к поповщине, которую Ленин у всех у них обнаруживает. Если вы приемлете вот такую грубо-физикалистскую, грубо-физиологическую концепцию психики, мышления, сознания, то вы волей-неволей в качестве дополнения к ней будете вынуждены принимать бердяевщину, дзен-буддизм и прочую поповщину.»
https://www.facebook.com/1385112587/posts/10216180623333367
https://gptu-navsegda.livejournal.com/1310710.html

Э́вальд Васи́льевич Илье́нков (18 февраля 1924, Смоленск — 21 марта 1979, Москва) — советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики

В аспирантуре его научным руководителем стал профессор Теодор Ильич Ойзерман, в 1953 году Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“», повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии.
В 1953 году Ильенков начал вести на философском факультете МГУ спецсеминар, посвящённый логике «Капитала» Карла Маркса

В апреле 1954 года появились тезисы «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития», авторами которых были Ильенков и Валентин Иванович Коровиков. В этих тезисах они доказывали, что философия не может решать проблемы специальных наук и может быть только теорией познания, изучая характер и природу научного знания. По их мнению, «философия есть наука о научном мышлении, о его законах и формах». Реальный мир философия изучает в той мере, в какой он находит своё идеальное выражение в человеческой мысли. Философия представляет собой рефлексию мышления, выражающую логику его собственных действий. Эти заявления оказали большое влияние на некоторых студентов философского факультета, в частности, на ученика Ильенкова В. А. Лекторского. Бывший в то время заведующим Отделом науки ЦК КПСС Алексей Матвеевич Румянцев критически оценил это понимание предмета философии. В феврале — марте 1955 года на философском факультете МГУ проходила проверка «преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы» комиссии отдела науки и культуры ЦК КПСС, отчёт комиссии содержал оценку тезисов Ильенкова и Коровикова «рецидив давно разгромленного и осужденного партией меньшевиствующего идеализма», было выяснено, что «у части студентов и аспирантов имеется стремление уйти от насущных практических задач в область „чистой науки“, „чистого мышления“, оторванного от практики, от политики нашей партии. Некоторые студенты признались, что давно не читают газет». После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК КПСС взгляды Ильенкова были определены как «извращение философии марксизма». 25 и 29 марта состоялся Ученый совет философского факультета МГУ, на котором обсуждались тезисы Ильенкова и Коровикова, в итоге их обвинили в гегельянстве и лишили права преподавания в МГУ. Коровиков получил партийный выговор и был уволен из университета, Ильенков был отстранён от преподавания. По существу, критиковалось сведение предмета философии к гносеологии, в противовес онтологизации диалектического материализма. Эта позиция впоследствии критиковалась противниками Ильенкова как «гносеологизм». Вместе с тем в защиту Ильенкова высказался лидер итальянских коммунистов П. Тольятти.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ильенков,_Эвальд_Васильевич


P.S. Obsrvr - Диамат - одна из частей вузовского коммунистического "пентиума".
Но ничего конкретного, понятно, диамат не давал. Даже в логике.
Пытаясь убрать конкретику из диамата, Ильенков превращал "боевое революционное учение Карла Маркса" в еще одну разновидность спекулятивной философии (метафизики - по Кургиняну).
Но даже вычленение логики как практической части из диамата - совершенно не давало ничего. Формальная - булева, логика проникала везде, включая проективрование микросхем.
Гегельянство свое отжило как живая философская наука еше в 19 веке, превратившись в советских условиях в простое начетничество ...
Это и понятно - в условиях сверхцентрализации иначе и не могло быть
Tags: Маркс, СССР финансы, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments