obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Тибет-9

КАК ПРОИЗОШЕЛ ВООРУЖЕННЫЙ МЯТЕЖ 1959 ГОДА?

/Кому принадлежит суверенитет над Тибетом и как в Тибете обстоит дело с правами человека (Белая книга). Пресс-канцелярия Госсовета КНР сентябрь 1992/

До мирного освобождения Тибета там существовал феодально-крепостной строй, при котором верхние слои духовенства и аристократическая знать осуществляли свою диктатуру. Что касается широких масс крепостных и рабов, то их настоятельным требованием было скинуть сковы крепостничества. После того, как Тибет был освобожден мирным путем, немало широкомыслящих представителей верхних и средних слоев тибетского общества осознали необходимость преобразования старого режима, без чего невозможны были процветание и могущество тибетской нации. Учитывая специфику исторического развития и текущей обстановки в Тибете, Центральное народное правительство КНР придерживалось в вопросе социальных преобразований в Тибете исключительно осторожной позиции. «Соглашением о мероприятиях по мирному освобождению Тибета» предусматривалось, что в вопросах, касающихся реформ в Тибете, не будет иметь место принуждение со стороны Центрального народного правительства. Местное тибетское правительство должно проводить реформы добровольно. В январе 1957 года Премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай во время своего визита в Индию передал Далай-ламе, Панчену и главным сопровождающим чиновникам местного тибетского правительства письмо Председателя Мао Цзэдуна и сообщил им, что Центральное правительство приняло решение не проводить в Тибете реформы в течение второй пятилетки (1958-1962). Вопрос же о том, проводить ли реформы в период третьей пятилетки, будет решить Тибет в зависимости от обстановки.

Однако среди верхушки правящей группировки Тибета были люди, категорически выступавшие против реформ, так как в их интересах было увековечить крепостной строй. Они умышленно нарушали и подрывали «Соглашение из 17 статей» и развернули оголтелую деятельность, нацеленную на раскол Родины. В марте – апреле 1952 года незаконная организация в Тибете «Народное собрание» при поддержке сыцо (правителя) местного тибетского правительства в Лонкава и Лосан-Джаси спровоцировала в Лхасе беспорядки. Члены этой организации выступили против «Соглашения из 17 статей» и потребовали вывода из Тибета частей НОАК. В 1955 году калунь местного тибетского правительства Соркан и другие развернули тайную деятельность с целью поднять вооруженный мятеж в населенных тибетцами районах бывшей провинции Сикан. В 1956 году мятежники блокировали здания местной администрации, зверски убили несколько сот должностных лиц и мирных жителей. В мае 1957 года при поддержке калуней местного тибетского правительства Нюсяра Тудэнь-Таба и щагэба Вончу-Дэтуня мятежники основали союз «Четырех рек и шести гор», а вскоре после этого сформировали «Армию в защиту веры». Лозунги мятежников требовали «независимости Тибета» и выступали против проведения реформ. Бесчинства вооруженных мятежников принимали все более широкий размах, охватили Чамдо, Динчин, Нагчу, Шаньнань и другие места. Бандиты убивали кадровых работников, устраивали диверсии на коммуникациях, нападали на представительства Центрального правительства, гарнизоны НОАК, грабили имущество, жестоко расправлялись с мирным населением, насиловали женщин. В уезде Нэутун мятежники пытались склонить тибетца-торговца по имени Дудта Паджа к вступлению в свой отряд, а когда тот ответил отказом, они схватили его и его жену, подвесили к потолку и жестоко избили. После этого они умертвили Дудата Паджу, а жену его изнасиловали. По признанию местного тибетского правительства от населения то и дело поступали жалобы на бесчинства мятежных банд. Только в августе 1958 года поступило более 70 жалоб.

Центральное народное правительство, руководствуясь интересами национального сплочения, неоднократно указывало местному тибетскому правительству на необходимость строго карать мятежников, наладить поддержание общественного порядка. Оно обещало калуням местного тибетского правительства, что «Центральное правительство не изменит своего решения отложить проведение реформ в Тибете, причем в ходе реформ, которые будут проводиться в будущем, будут применяться мирные методы». Однако реакционная клика верхушки Тибета сочла эту позицию Центрального правительства за проявление слабости и высокомерно объявила, что, дескать, «вот уже девять лет как ханьцы не смеют тронуть ни волоска на нашем распрекрасно, наисвятейшем строе; когда мы их бъем, они лишь слабо сопротивляются, не в состоянии дать ответный удар; если нам удастся доставить в Лхасу большую партию оружия, то мы ударим по ханьцам и они обратятся в бегство. Ну а если не побегут, то мы увезем Далай-ламу в Шаньнань, там соберем силы и нанесем контрудар, вернем себе Лхасы. Если же и это не удастся, то уйдем в Индию».

С самого начала вооруженный мятеж в Тибете получил поддержку со стороны враждебно настроенных по отношению к Китаю зарубежных сил. В книге Нормана С. Хол «США, Тибет и Китай» упоминается, что в 1957 году Центральное разведывательное управление США рекрутировало 6 парней из проживавших за границей тибетских эмигрантов и направило их для прохождения курса в разведшколу на острове Гуам. Эти парни были обучены умению ориентироваться по карте, пользоваться рацией, стрельбе из разных видов оружия, высадке с паряшютом. После этого американцы в разное время приняли для прохождения спецподготовки на военной базе в Колорадо 170 человек – членов так называемого «партизанского отряда кхампа». Прошедшие подготовку были частично сброшены десантом на территории Тибета, частично проникли туда другими путями. Они ставили совей задачей «создать эффективное движение сопротивления», чтобы «воспрепятствовать китайской оккупации». В статье «Замыслы американского ЦРУ в отношении Тибета», помещенной в номере от 5 сентября 1975 года «Фар Истери экономик ревью», выходящего в Сянгане, говорится: В мае 1958 года двое из первой партии тибетцев, прошедших спецподготовку в американской разведшколе, в качестве агентов ЦРУ прибыли в Шаньнань, в штаб мятежников, командующим которых был Андругцан Гомпо-Джаси, и немедленно установили связь с ЦРУ. Вскоре после этого американцы доставили самолетами и сбросили в районе Тигу большую партию боеприпасов, предназначенных для тибетских мятежников. В этой партии было 20 легких пулеметов, 2 миноместные пушки, 100 винтовок, 600 ручных гранат, 600 снарядов, около 40 тысяч патронов.в то же время американцы доставили мятежникам, засевшим в округе Шаньнань, большие партии оружия и боеприпасов сухопутным путем.

Вступление тибетских феодалов-крепостников, решивших во что бы то ни стало отстоять крепостной строй, в сговор с зарубежными реакционными, антикитайскими силами способствовало быстрому расширению масштаба деятельности мятежников. Общий вооруженный мятеж, вспыхнувший 10 марта 1959 года в Лхасе, явился результатом их заговорщицкой деятельности, мятеж этот был тщательно продуман и подготовлен.

7 февраля 1959 года Далай-лама по собственной инициативе обратился к заместителю командующего Тибетским военным округом Дэн Шаодуну с просьбой посмотреть концент Ансамбля Тибетского военного округа: Я слыхал, что недавно вернувшийся из внутренних районов Ансамбль Тибетского военного округа выступает с интересной программой. Я хотел бы побывать на их концерте. Прошу вас устроить это». Дэн Шаодун и другие работники штаба ответили, что готовы устроить такой просмотр для Далай-ламы, попросили его уточнить время и место, удобные для него. Кроме того, они поставили в известность Соркана и других калуней местного тибетского правительства, а также адъютанта Далай-ламы Чицзяна Лосан-Иси относительно пожелания Далай-ламы. 8 марта Далай-лама назначил время просмотра – 3 часа пополудни 10 марта и место – конференц-зал Тибетского военного округа. Работники Тибетского военного округа со всем тщанием подготовились к приему Далай-ламы. Вечером 9 марта мэр Лхасы Мибоин распространил подстрекательский слух: Завтра Далай-лама отправится в Военный округ на банкет, смотреть концент. Ханьцы уже приготовили самолет, чтобы увезти на нем Далай-ламу в Пекин. Этот мэр призвал также жителей Лхасы послать по одному человеку от каждой семьи в Норбулинку (местоположение резиденции Далай-ламы) с петицией, умоляя Далай-ламу ни в коем случае не ходить на концерт. Утром следующего дня мятежники, действуя то силой, то уговорами, собрали около 2 тысячи человек и направились всей толпой в Норбулинку. Был пущен слух: «Военный округ собирается отравить Далай-ламу». По пути выкрикивали лозунги «независимый Тибет», «долой ханьцев». Мятежники нацесли травму находившемуся на месте событий заместителю командующего Тибетским военным округом, в прошлом занимавшем пост калуня, Сомпо Цэван-Жэньцзэню; забросав камнями, заживо убили члена Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района, прогрессивного деятеля-патриота пагпалха Соднам-Дзямцога, а труп его привязали к хвосту лощади и поволокли в центр города. Вслед за этими событиями мятежники созвали так называемые «Собрание народных представителей» и «Народное собрание Тибетского независимого государства», стали в спешном порядке сколачивать новые вооруженные формирования. Они открыто пошли на рызрыв «Соглашения из 17 статей», провозгласили «независимость Тибета», изменили Родине, подняв всесторонний вооруженный мятеж.

Несмотря на то, Норбулинка была блокирована мятежниками и связаться с Далай-ламой было не так-то легко, все же представитель Центрального правительства в Тибете Тань Гуаньсань, прибегнув к помощи патриотически настроенных лиц, передал Далай-ламе три письма, дотированные 10, 11и 15 марта. В своих письмах Тань Гуаньсань писал, что вполне понимает положение, в котором оказался Далай-лама, выражал озабоченность по поводу его безопасности и указывал, что мятежники пошли на оголтелую вооруженную провокацию, в связи с чем он требует, чтобы местное тибетское правительство приняло меры по немедленному пресечению действий мятежников. Далай-лама в ответ на письма Тань Гуаньсаня направил ему три письма от 11, 12 и 16 марта. В своих письмах Далай-лама писал: «Реакционные злостные элементы под предлогом обеспечения моей безопасности занимаются деятельностью, наносящей мне вред. Я принимаю меры к устранению этого». «Незаконные действия реакционных кругов очень огорчили меня... Сейчас я принимаю все возможное к разрешению инцидента, серьезно подрывающего отношения между Центральным правительством и Тибетом, произошедшего под предлогом защиты моей безопасности». В письме от 16 марта Далай-лама сообщает, что он уже «сделал наставления», «серьезно осудил» незаконные действия, выступая перед работниками местно правительства. Он кроме того писал, что при возможности посетит штаб военного округа. Все три письма Далай-ламы в свое время были в виде фотокопий опубликованы Телеграфным агентством Синьхуа и до сих пор находятся в полной сохранности.

Однако ночью 17 марта Соркан Ванцин-Гэлэ, Нюсяр Тудэнь-Таба, Сянька Джигми-Доджи и другие главари мятежа насильственным путем увезли Далай-ламу из Лхасы в Шаньнань, где была опорная база вооруженных мятежников. После того, как мятеж провалился, все они бежали в Индию.

После того, как Далай-лама был увезен из Лхасы, мятежники подняли около 7 тысяч человек и ранним утром 20 марта организовали крупномасштабное нападение на партийные, административные и военные учреждения. Расквартированные в Лхасе части НОАК в обстановке, не позволявшей продолжать оставаться в бездействии, получили приказ утром в 10 часов дать мятежникам вооруженный отпор, при поддержке патриотически настроенных духовенства и гражданского населения всего за два дня они решительно подавили мятеж в Лхасе. Вслед за тем были разгромлены и мятежники, засевшие в Шаньнани. Постепенно были ликвидированы и рассеянные в других местах вооруженные отряды мятежников.


Строгая дисциплина, царившая в частях НОАК, участвовавших в усмирении мятежа, встретила искреннее одобрение широких масс лам и гражданского населения. Люди по своей инициативе старались помочь бойцам и командирам НОАК, во многих местах жители создали отряды самообороны, соединенные отряды, отряды по охране скота и пр. Они помогали ремонтировать дороги, брали на себя перевозку грузов, доставку почты, служили проводниками, носили бойцам НОАК воду, угощали чаем, дежурили на охранных постах, лечили раненых. Все это способствовало изоляции мятежников.
http://chinaconsulate.khb.ru/rus/ziliao/zt/zfbps/t25315.htm
Tags: Китай, Тибет, история, сепаратизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment