obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Category:

velikotvorwik - модерн, пост- и контрмодерн



(захотелось повторить уже известное) есть традиционное общество, есть модернизированное общество; традиционное общество стремится в точности повторять один и тот же уклад жизни: хороший потомок — это копия своего предка, ничего не должно меняться; модернизированное общество стремится обязательно потихоньку меняться: хороший потомок в основном похож на своего предка, но чем-то обязательно немного отличается, и он должен непременно искать и находить, чем отличиться; быть точной копией плохо, это признак "застоя"

при этом люди могут ещё изменяться сильно — это пока что никакому типу обществ не было по нутру; для традиционализма любое изменение уклада жизни, хоть плавное, хоть быстрое — это "посттрадиционализм", образ ошибочного, осуждаемого поведения; традиционализму в общем-то не нужно различать малых и больших изменений — это всё одинаково плохо, поскольку искажает циклическое воспроизводство единственно верной жизни

а вот для модернизма важно различать изменения: плавные, постепенные, с сохранением большей части старого изменения хорошие, одобряемые, а резкие, затрагивающие большую часть старого сразу изменения такие же плохие, осуждаемые, как и полное отсутствие изменений; модернизм всегда "воюет на два фронта": с традиционализмом и с, так скажем, футуризмом; модернизм должен постоянно объяснять людям, что традиция — это плохо, но и "рывок в будущее", содержащий в себе слишком много творчества — это тоже плохо

а как показать людям, что это плохо, а только непрерывная модернизация — хорошо? нужны специально отобранные ушибленные на всю голову как бы сторонники "возврата к корням" и "скачка вперёд", которые бы вызывали у большинства людей отторжение, обеспокоенность, презрение — вот контрмодерн и постмодерн

контрмодерн и постмодерн — это подпорки модерна, это его левая и правая рука: левой рукой контрмодерна модерн расправляется с реваншем традиционализма, а правой рукой постмодерна модерн расправляется с ростками футуризма, и засчёт этого сохраняет в своём укладе жизни большинство населения Земли

отсюда вывод: как только появился модерн, так сразу же появились контрмодерн и постмодерн, более того, модерн появился с помощью осуществления контрмодерна и постмодерна, т.е. когда появился устойчивый негативный образ традиционного циклического общества (контрмодерн), но вместе с ним появился и негативный образ полной замены всех жизненных практик (постмодерн), вот тогда защитный посттрадиционализм традиционного общества перестал казаться более опасным и порочным, чем само продолжение традиционной жизни (выставляемое дурным его как бы сторонниками-контрмодернистами), и люди стали уходить из неё в модернистские формы, имеющие всё ещё много общего с традиционными (по принципу плавных изменений), но уже необратимо нарушившими идеал цикличности, добродетель полного подражания потомков предкам и т.п.

соответственно, не слушайте всяких начитанных культурологов, не имеющих обобщить свои знания до базовых схем, которые говорят, что "модерн", "контрмодерн", "постмодерн" в таком-то веке в такой-то стране появились — точные факты здесь не имеют никакого значения и, скорее всего, будут всегда неверными: везде, где от традиционной цикличности жизни, лишь изредка подправляемой случайными новациями, никак не приближаемыми самими людьми по их культурным установкам, перешли к постоянной плавной модернизации своей жизни как к дозволенному и даже желаемому благу, там и возникли и контрмодерн, и модерн, и постмодерн в соответствующих исторических и региональных формах

именно по первому общественно одобренному нарушению традиции можно судить о начале модерна; например, в официальной российской истории это выглядит так: невесть сколько тысячелетий были предки язычниками, было у них всё примерно однообразно и даже как бы неинтересно в этом разбираться, а потом они поменяли религию, покрестились в христианство, было это как всякая модернизация "с борьбой", но в итоге смирились с этим, согласились считать благом; тут-то "настоящая история" и началась — история непрерывных модернизаций! про языческих же предков помним чуть-чуть и только для того, чтобы стало ясно, кто же вдруг покрестился; хотя, если считать, что первая реформа религии состоялась ещё внутри язычества, то, значит, и первая модернизация состоялась уже тогда, а крещение было уже следующей

значит, кто является первым застрельщиком перехода от традиционного общества к модернизированному? — первые контрмодернисты, т.е. отталкивающие вполне традиционных людей от своей традиции активные сторонники этой традиции; скорее всего, это происходит вполне объективно, когда традиционный уклад жизни исчерпан, все посильные задачи решил, а новых решить не может, и его упрямые сторонники не приносят людям никаких ощутимых благ, как было раньше, зато приносят ощутимые страдания, чего раньше не было — раньше ощутимые страдания, если от кого и приходили, то от сторонников изменений, "посттрадиционалистов"

а чтобы переход к модерну сразу не зашёл слишком далеко, должны образоваться и первые постмодернисты, наглядно покажущие людям, что изменения ни в коем случае нельзя проводить крупные, но только маленькие, медленные, в небольшом количестве тем; после этого устойчивая перекачка большинства населения из традиционного общества в модернизированное общество налажена

скорее всего, чем ближе исторически к началу перехода, тем больше модерну нужны контрмодернисты, отвращающие от традиции, и тем меньше нужны постмодернисты, потому что люди только-только изменения как таковые научились хотеть, искать и ценить, так что ни буйного творчества, ни массовой поддержки буйного творчества ожидать от них не приходится, а значит и выставлять его отталкивающим не надо; и чем ближе исторически к исчерпанию модерна, тем больше нужны постмодернисты, отвращающие от футуризма, поскольку творчеством занимаются всё больше, готовности увлечься большими творческими планами у людей тоже всё больше, а настоящего традиционного общества на планете и след простыл, контрмодернизм остался как налаженная рутина и на всякий случай

но хотя контрмодерн и постмодерн нужны для создания модерна, по-настоящему живут те люди, которые живут в самом модерне, а контрмодернисты и постмодернисты нужны для ужасных инсценировок альтернативных тупиков, для профанации и запугивания — а жизнь внутри демонстративной пугающей профанации, согласитесь, печальна

соответственно, не слушайте политологов, рассуждающих о передовом постиндустриализме Запада и отсталом, безысходном индустриализме Востока: дескать Запад вон к каким высотам жизни пробился, а Восток его обслуживает товарным производством — центром мира и сутью человечества при модерне являются те сообщества, те регионы, которые живут модерном; контрмодернистские регионы нужны, чтобы жители модерна, смотря или читая новости оттуда, радовались, из какой дыры они, такие молодцы, выбрались, а постмодернистские регионы нужны, чтобы жители модерна, смотря или читая новости оттуда, радовались, что они не спешат в будущее, не ищут способов дать всё, всем и завтра, не слушают шибко творческих натур и сами такими не становятся, а улучшают свою жизнь поступательно, не спеша, мирясь с недостижимостью быстрых перемен к лучшему во всём и т.п.

неважно, в какую сторону происходит деиндустриализация: в контриндустриализацию (разворовывание заводов на металлолом) или в постиндустриализацию (аккуратный перенос заводов в другие страны) — это означает создание региона-пугала для душевного спокойствия тех, кто остаётся в модерне; но лучше измерять положение дел не странами-народами, а сообществами и районами: внутри даже одного города есть и живущие в постмодерне, и живущие в контрмодерне, и собственно модернисты, для которых и трудом которых этот город и существует в первую очередь

вот эта схема должна просто отскакивать от извилин у всех, чтобы адекватно оценивать происходящее и выстраивать какие-то тактики, хоть внедрения новаций, хоть политических действий; терминологию контрмодерн-модерн-постмодерн я позаимствовал у Сергея Кургиняна, но с моей точки зрения акценты он расставляет ошибочно, а я расставил их верно; Кургинян не понимает, что контрмодерн и постмодерн не являются никакими самостоятельными проектами мироустройства, придуманными несколько десятилетий назад коварными социальными инженерами каких-то стран, а являются обязательными подпорками модерна, окружающими его; модерн не может жить и сохранять лояльность большинства людей к своей модели бытия без "бешеного традиционалиста" и "сумасшедшего футуриста", скачущих поблизости и одинаково неприемлемых для большинства нормальных людей; также Кургинян напрасно говорит, что модерн вот-вот уже обречён, и тогда постмодерн с контрмодерном на пару поделят между собою весь мир, и это будет ужас-ужас-ужас — здесь Сергей Ервандович как раз сам показывает, как это работает: контрмодернисты и постмодернисты напугали его, и он принялся собирать людей и реставрировать в России модерн советского образца, причём, не втупую реставрировать, а ещё и модернизировать модерн советского образца (что есть абсолютно праведный модернистский поступок: модернизировать вчерашний модерн, так и надо!), называемый им сверхмодерном

в этом смысле Антон Макаренко является ярким антимодернистом-футуристом, потому что он утверждает, что человека можно значительно перевоспитать только за короткий срок "методом взрыва", а медленно и поступательно перевоспитать человека почти невозможно; Иосиф Сталин, когда говорил, что стране нужно пробежать 100-200 лет поступательного капиталистического развития за 10 лет, ставил в достаточной степени антимодернистскую-футуристскую задачу, поскольку требовал крупномасштабных изменений в кратчайшие сроки; соответственно, получалось соответствовать таким задачам тем людям, тем коллективам, которые переставали жить по-модернистски, с непременной консервативной осторожностью, точечными улучшениями и длительными перепроверками результатов

Полностью
http://velikotvorwik.livejournal.com/445408.html
Tags: модерн, постмодерн, социология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments