obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Главные исторические музеи и выставки Москвы

Некоторые впечатления о двух главных (на мой взглядЪ) исторических музее и выставке в Москве
1. Первый главный музей - это Кремль+Соборы+Оружейная палата

Пошел в Кремль на третий день после приезда. Хождение по выставкам в первые два дня оставило очень хорошие впечатления о них в плане их организации.
Ожидал такого же от Кремля, но обломался сугубо

Уже сразу же после выхода из метро и движения в сторону касс стала видна огромная очередь

Необходимое отступление - август - в Москве это как бы "низкий сезон".Что характерно для нонешней Москвы - это наличие толп китайцев - Китайские туристы в 2015 году потратили за рубежом 1,5 трлн. юаней (226 млрд. долларов), свидетельствует статистика Минкоммерции КНР. Половина этой суммы (700-800 млрд юаней) израсходовано на шоппинг. В среднем каждый из китайских туристов оставил за кордоном без малого 2 тыс. долларов. Китай уже сейчас является крупнейшим в мире поставщиком туристов, однако его потенциал еще не раскрыт: сегодня за рубеж на отдых ездит лишь один из каждых десяти китайцев; с ростом благосостояния населения КНР эта цифра будет постоянно расти. В 2015 году наиболее популярными направлениями выездного туризма у китайцев были Япония, Таиланд и Республика Корея. США оказались лишь на четвертом месте, Россия - на седьмом.
Видя многочисленные тургруппы понимаешь, что таки да - благосостояние китайцев сильно выросло, а средняя зарплата в КНР выше, чем в РФ. И довольно значительную часть посетителей того дня составляли китайцы.
Перефразируя поэта - "их тьмы и тьмы,и тьмы"...

Придя к кремлевским кассам прямо окунулся в советскую действительность и это ощущение уже не покидало до выхода из Кремля. Во первых - огроменная очередь в Оружейную палату. В другие кассы очереди были меньше, но продавали в Оружейную палату только в одной кассе. Имелись автоматы, но там не продавали льготные билеты - в том числе бесплатные на детей - надо было все равно стоять в кассе. Погода с самого утра была жарка и дети прямо висли на родителях. А почему, а потому как с Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе впереди помпезность, а не функциональность - детские площадки нарушат помпезность Александровского сада и величественность Памятника Александру I, тем паче чуть дальше уже идет вовсю подготовка к строительству основания как я понимаю Памятника Владимиру Великому.
Ну это усе понятно - перетопчется народец - весьма по советски.

И далее я допускаю вторую - ошибку - увидев, что у Боровицкой башни очередь на вход меньше, чем у Кутафьи башни и иду туда. Но опять (старость не радость) забываю, что короткая очередь означает только то, что она идет медленно и все активные сбежали во вторую очередь, которая больше, но и идет быстрее.

Очередь идет медленно, т.к. все тащатся со своими сумками и рюкзаками - рамка одна и милиционер один. Милиционер предлагает посетителям самим открывать для досмотра. Хе-хе, у нонешних сумок-рюкзаков много карманов и пока все откроешь, то пойдет не мало времени, тем паче, что некоторые женщины еще и жеманятся, и весьма таки не спеша открывают, а милиционер иногда и шутит, что не добавляет темпа к прохождению. Ну и истории типа с кошёлкой-и-сумочкой также имеют место. Да и мужчины тоже не быстро отрывают свои рюкзаки ...
У меня же был только сотовый и прошел почти на задерживая очередь...

Вообще конечно, я зря стоял в огроменной очереди в Оружейную палату. Надо было просто зайти через основной вход, а потом уже непосредственно в Оружейной палате купить билет...
Оружейная плата - аудиогида не брал; экспозиция интересная, но оформлена она так что цельного впечатления не создается. Надо бы отдельные выделенные стенды с описанием стилей например, предметов быта и культа 13, 14 веков и т.д., как например в Государственном дарвиновском музее да и экспозицию лучше было бы немного разуплотнить ...

Соборы московского Кремля. Раньше, где-то лет 40 назад при меньшем потоке туристов смотреть там было удобнее. Сейчас при всех этих толпах, только пожалуй в Успенском соборе еще более менее как-то можно передвигаться нормально. А так наверное, даже лучше виртуальные туры на сайте http://www.kreml.ru .

И да помпезность есть, функциональности нет, самому пришлось сидеть на ступенях соборов в тени. Лавочек-то почти нет.
Еда-питье в Кремле - это вообще отдельная песнь! Работает токмо один блатной киоск от Комбинат Питания Кремлевский.. Ну и цены таки кремлевские! Что и не удивительно, поскольку работали там продавцами два младших (старших?) лейтенанта кремлевской стражи - один поплотнее видать мастер спорта по единоборствам. И такт продавцы спикали и шпрехали по импортному...

Ну и несколько фифочек про советские реалии
- очередь у Боровицкой башни - проходит сотружник Хреля с корочкой - ну как же без этого в нормальном-то совке!
- свистящие милиционеры в Кремле - ходить строго по зебрам - итак огородили часть Кремля заборами, но свистеть - это святое, тем более, что служаки рассекают на чорных меринах...

- Ну и самая главная вишенка про Московских Друзей Украины
Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня.
Начал осматривать выставку сначала было довольно интересно, а потом пошел откровенный треш про пьяную-дикую русню. Подошел, к экрану, где крутилась биография - ну так и есть эмигрант, да еще украинского происхождения. Стиль - импрессионизм. После чего бегло досмотрел экспозицию - все в высшей степени предсказуемо и ожидаемо, хотя в вики пишутЪ - Положение художника-одиночки привело к столкновению с властями, угрозам. После истории с Романовым, у Василия потребовали создавать ценности для бюрократической верхушки, политические скульптурные портреты — Брежнева, Ленина и т. п. Это не соответствовало мировоззрению Василия — и художник вынужден был в 1981 г. эмигрировать в Америку.
Хе-хе я так понимаю - что или организаторы выставки совсем не видели экспонатов или они таки им были идеологически близки - не зря же выставку разместили аж в Кремле!

Вышел из Кремля через Спасскую башню на выходе стоит караул. Как-то стремно - караул на выходе, а не на входе. Ну да ладно. Мавзолей и некрополь у кремлевской стены смотреть пошел, потому как в предыдущий день посетил Исторический парк на ВДНХ - Россия моя история и окончательно заполировал мнение о деятелях ВОСР и СССР. После Исторического парка не пошел даже в Государственный исторический музей - и так все ясно и не зачем по втором сразу смотреть...

В общем Кремль - хорошее место для того, чтобы приобщиться к советскому антуражу ...

2. Вторая главная выставка в Москве - это пожалуй - Исторический парк на ВДНХ - Россия моя история
Три выставки - Рюриковичи, Романовы и "От великих потрясений к Великой Победе — 1917-1945".
Первоначально планировал посетить две первые, но посетил две последние.
Скоро будет выставка "Новое время 1945-2016"



Собственно гря - выставка самый новейший официозный официоз - официальнее некуда - партнеры - АП РФ, Правительство Москвы, Патриархия, Минкультуры, ТАСС, Радио России и др. в конце зала "От великих потрясений к Великой Победе — 1917-1945" - большая надпись, что курировано Патриаршьим советом по культуре.

Пресс-пакет http://myhistorypark.ru/uploads/302b4ba55941a28edb6f4b32a75f029d.pdf

Оформлены выставки замечательно - интерактивные панели, фильмы, подборки документов.
Выставки большие, только на Романовых потратил 4 часа.
Что самое главное смотреть
- на интерактивных панелях - интересный раздел - справа вверху - "Церковная жизнь" - как значит патронировали цари-императоры церковь. Понятно, то за исключением кратких моментов типа Филарета Романова и Никона церкви не давали нырнуть в папоцезаризм, и подборки фактов в Церковной жизни весьма занимательны в этом плане.

- Что самое главное - ключ к пониманию Романовых - это небольшие плакаты - про итоги правления каждого царя-императора - изменение территории и населения.
Население, данные взяты видимо из Вики
1613 - 3 млн.
1645 - 5 млн.
Про Петра 1 в плане населения умолчано - сокращение, но насколько?
1762 - 19 млн.
1796 - 36 млн. (разделы Польши мягко говоря не прибавили лояльного населения)
1897 - 129 млн.
1914 - 166 млн. (без Финляндии)
Как-то не встречал именно так подчеркнуто цифры по годам царствований и не задумывался о их значении.
Очевидно что РИ попала в самую натуральную мальтузианскую ловушку. При этом структуры управления застряли в лучшем случае в конце 18 века, катастрофически не хватало производительности труда чтобы прокормить такую ораву и чиновников, чтобы сдержать напор все прибывающего населения

- Отдельные интерактивные стенды про бунтовщиков и "революционеров".
Во многих случаях подчеркнуто возможное зарубежное влияние. Особо интересное начинается с 19 века.
На стенде про декабристов утверждается, что они расхищали полковую казну. Кроме северного и южного обществ указано и еврейское общество Хедер (?) финансированное банкиром Перетцем.
Раздел про народовольце получился очень замыленным - не упомянута Священная дружина и (кажется ?) конституционно-морганатические планы Александра 2.
Февраль 1917 и его предпосылки разобраны досконально - социальные противоречия, заговор Англии и Франции, поддержка масонов и членов императорской фамилии - уже рассказываются как бесспорные факты. Большой (9 мин.) фильм посвящен февральским заговорщикам. Стенды с целями Первой мировой войны для разных стран.
В число источников внесены и Э.Саттон и полковник Хауз - в общем что писали ранее самые конспирологичные конспирологи и-нета - сейчас вполне на официальной выставке.
Но понятненько, т.к. выставку курировал Патриарший совет по культуре о том, что все духовенство отреклось от государя-императора не сказано, забыли понимаешь ...

Выставку "От великих потрясений к Великой Победе — 1917-1945" пробежал уже где-то за 30-40 минут, возможно даже невнимательно - упустил возможно про борьбу Сталина с Интернационалом. Понятно что много про уничтожение духовенства, Белую Армию, расстрел царской семьи ...

Но в целом картина очень даже прояснилась - 19 век - Мальтузинаская ловушка для России + внешняя зависимость привели к кровавому 20 веку. И даже можно сказать, что крови могло быть еще больше, такие адские противоречия были накоплены.
Собственно потому и не пошел к Мавзолею и некрополю у кремлевской стены - эти люди поймали точку бифуркации и ее оседлали и творили свою власть, осуществляя догоняющую модернизацию, в стране с большим приростом населения, который надо было тем или иным способом утилизировать. И ГУЛАГ в такой обстановке был неизбежен - бедная страна и резко возросшая грамотность при низкой производительности труда. Мест для шибко умных не хватало и для поддержания социальной стабильности их так варварски утилизировали.
Nothing personal, only business.
Что не смогли сделать цари, сделали большевики.
Но вот когда условия изменились: прирост населения стал падать (в русских регионах), а производительность стала расти, то большевики-коммунисты оказались не у дел - у них просто не было понимания "что делать?"...

Выставка "Новое время 1945-2016" обещает быть еще более интересной ...
Байк-шоу "Ковчег спасения", Севастополь-2016 вероятно дает ключи к некоторым моментам новой экспозиции ...
Tags: Москва, Романовы, Российская империя, демография, музей, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments