obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Советские заметки. К 90-летию учреждения СССР



Что надо отметить про юбилей.
1) Образование СССР как завершающий момент при пересборке России после краха Российской империи.

Феврализм не мог дать развернутой положительной идеи, ее дали большевики.

2) Проект СССР нес печать своего времени - вильсонизм, переиначенный и ухудшенный марксистскими фанатиками.
Вместо финансовой олигархии как ядра системы была партийная олигархия.

3) Проект СССР был с самого начала двойственным.
С одной стороны - опора на стихийно социалистическое русское крестьянство, и здесь нельзя не заметить русского влияния.
С другой стороны - проект партийной интернационалисткой олигархии. И поэтому так безжалостно кромсали территорию РСФСР, так яро вели коренизацию в свеженарезанных республиках, так бездарно разбазаривали собранные со всей страны деньги на международные проекты.

Вопрос в конечном итоге был кто кого - или русское начало, или интернационалистическое,
жизнь для себя или жизнь для других. Совершенствование себя или оголтелое прогрессорство "вовне", причем "вовне" из-за формы государственного устройства было "вовне РСФСР".
Можно было теоретически предположит некоторый синтез, но он так и остался в проекте в первую очередь из-за генезиса партийной власти...

Поскольку русская элита была обезглавлена в гражданскую войну, то неизбежно побеждали интернационалисты. Даже 1937 год внес мало чего в этот расклад. Единственная и неудачная попытка прорыва русской элиты связана с группой Вознесенского-Родионова-Кузнецова-Попкова

4) Весь проект СССР держался на следующих устоях
- Власть партийной интернационалистской элиты, ограниченная только почитанием талмудов Маркса-Ленина
- безгласности русской крестьянской массы, вынужденной мириться постольку-поскольку с насевшей властью партийных интернационалистов ("других управленцев у меня для вас нет").
Надо только признать, что первоначальный крестьянский выбор было сделан сознательно(?) - посулы красных о земле и разговоры о свободе-равенстве-братстве привлекали.

Не есть ли такая трактовка повторение известного медведевского "вопрекизма"?
Нет, т.к. Медвед вычеркивает два ключевых момента - безгласность РУССКОЙ массы и акцентирует внимание только на Сталине, выводя из-под критики всю верхушечную коммунистическую массу, потомки (1, 2, 3, 4, 5) которой невозбранно крутятся ныне около власти.

Надо отметить самое главное, даже если коммунистические функционеры и имели в массе своей (на 95%) типичное русское мировооззрение, были патриотами Великой России в облике СССР, все решала верхушка, о деятельности которой до сих пор известно мало. Но даже и то, что знаем, может говорить о крайне специфическом мировоззрении этих фактически граждан мира (1, 2, 3). Да и то сказать, высшая советская элита (как и всякая другая) никогда не формировалась посредством выборов, а возникала в процессе кооптации. Самый простой вопрос - как мог бездарный болтун Горби всплыть благодаря только силе своих дарований? (1, 2)

5) Проект СССР закончился по мере эрозии этих двух устоев.
а) безмолвная крестьянская масса становилась горожанами, у которых появлялись дети, уже исконные горожане ("воздух города делает человека свободным"). На это было отвечено хрущевской оттепелью, которую не смогли, естественно, оседлать новоявленные горожане, но смогли, естественно, оседлать детишки той комми-элиты, потесненной в период 1937-1953. При этом в качестве компенсации при Хрущеве был усилен натиск на РПЦ, чтобы она не могла стать точкой сборки некоммунистических и даже просто русских сил. Жизнь усложнилась, безгласие закончилось, но верховодили в ней верхние 5% партийной элиты-граждане мира.

б) эрозия партийной интернационалистской элиты вследствие
- критики "культа личности"
- необходимости адаптации политической платформы (марксизма-ленинизма) к новым условиям индустриального общества (более-менее развитого в СССР и продвинутого на Западе)
- масштабности внутри- и внешнеполитических задач, непосильных выученикам "Краткого курса", незнавших даже азов социологии ("мы не знаем общества в котором живем")
- новой самоидентификации советских евреев после 1948-1967 г.

6) Что нужно понимать об опыте СССР
а) СССР как отражение русского духа - см. Ключевский. Курс русской истории, ЛЕКЦИЯ XVII, Психология великоросса

Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчётами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось. В одном уверен великоросс - что надобно дорожить ясным летним рабочим днём, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии. С другой стороны, свойствами края определился порядок расселения великороссов. Жизнь удалёнными друг от друга, уединёнными деревнями при недостатке общения, естественно, не могла приучать великоросса действовать большими союзами, дружными массами. Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке. То была молчаливая чёрная работа над внешней природой, над лесом или диким полем, а не над собой и обществом, не над своими чувствами и отношениями к людям. Потому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда ещё не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце, когда уже добьётся некоторого успеха и привлечёт внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с. тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума. Словом, великоросс лучше великорусского общества. Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов, или типов, подобно тому как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов. Сообразно с этим и народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в своём сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления. Невозможность рассчитать наперёд, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчёт искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль. Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, но идёт, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают, говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу. Так сказалось действие природы Великороссии на хозяйственном быте и племенном характере великоросса.


б) как проект чисто специфичный для определенной стадии развития - демографический переход+индустриализация. Именно об этом явно и неявно в разное время писали такие антагонисты как Е.Гайдар и Кургинян. Об этом и витиевато говорил Путин - "Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы".
Что сказать, в плане чисто материально-техническом - индустриализация проект был удачен.
Руководители сумели проскочить между Сциллой и Харибдой - демографическим ростом, съедающим все ранние плоды начальной индустриализации (как в нынешней Африке южнее Сахары) и ранней демократизацией, которая ведет к зависимости от зарубежья (нынешние Индия и ЮВА).

в) как единственный в мире проект, который стремился максимально минимизировать товарно-денежные отношения (1, 2) (родовая травма большевизма, рожденного в результате ПМВ, и навсегда очарованного германской военной экономикой 1914-1918 гг.). Надо заметить, что такого ужаса в плане экономики, который творили большевики в СССР, они не позволяли себе, когда работали "на выезде" - от Восточной Европы до Эфиопии. Демилитаризация экономики стала той сверхзадачей, которую элита так и не смогла решить, да и не захотела...

И все диспропорции, которые возникали в экономиках стран, попавших в сферу влияния СССР и принявших хотя бы частично советскую экономическую модель, фактически покрывали советскими дотациями, а не наоборот, как во всех остальных странах (старая и новая Европа в ЕС). При этом даже минимально приемлемый уровень "социалистической интеграции" не был достигнут, что делало невозможным даже в самой отдаленной перспективе возвращение вложенных средств, направленных на перестройку экономики стран-сателлитов.

В дополнение к этому табу "на эксплуатацию третьего мира" делало окончательно невозможным извлечение выгоды из крайне дорогостоящей внешней политики и огромной военной мощи (1, 2).

Эти два камня на шее - самоедский милитаризм и инверсная экономика (спонсирование периферии центром, а не наоборот) без каких либо перспектив отдачи, стали для советской элиты стимулами для закрытия своего проекта.

г) выбранная изначально гиперэкспансионистская государственная форма - Союз Советских Социалистических Республик закономерно сыграла злую шутку над творцами. Форма заточенная под Мировую Революцию (МР), этакий марксистский вильсонизм, форма стала самодовлеющей и стала пожирать содержание. Ухмылка диалектики, мать её!
МР не произошло, в СССР не вошла ни одна страна за пределами Российской империи-1914, потом даже заговорили о "мирном сосуществовании", а сверхпривелегии дарованные отдельным нациям Российской империи остались.
Из этого вынесли урок все ныне существующие страны - нигде нет прав на отделение, нигде так безоглядно не раздают перифериийным этносам сверхпривилегии.

Можно твердо констатировать, что государственная форма, в которую была облечена в 1922 г. пересобранная Российская империя, оказалась нежизнеспособна, что доказывает и ублюдочное положение всех республик, образовавшихся в результате распада СССР, включая РФ.

д) Печаль о СССР - эмоции не о странной государственной форме и не менее странной верхушке элиты, а о той роли, которую играл русский народ, о его утраченных достижениях и возможностях.

е) Новая пересборка пространства Российской империи-1914 не может быть основана на принципах СССР. И более того - преступно и самоубийственно основывать пересборку на принципах СССР.
Никакие региональные элиты не должны иметь ни сил, ни оснований требовать себе привилегий (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Прекрасный пример в этом - отношения старой и новой Европы в рамках ЕС.

Более того, вильсонизм ныне более неактуален, а актуальны новые издания империализмов.
В этом плане внешняя (и только внешняя!) политика Путина в СНГ и создание ТС-ЕЭП - близка к оптимальной.
Tags: КПСС, Россия, СССР, армия, история, нации, национализм, социология, философия, финансы, элита
Subscribe

  • Мимолетное. Волшебная сила рынка

    Че-черный рынок, чет или нечет, Че-черный рынок врачует, калечит. Че-черный рынок, чет или нечет ... На котором начертан Бодрящий девиз:…

  • Несколько видео про Китай ... Рецензии

    Слышен на Волге голос Янцзы, Видят китайцы сиянье Кремля; Мы не боимся военной грозы; Воля народов сильнее грозы; Нашу победу славит Земля. В…

  • Москва. Там, на неведомых дорожках

    Прослушал новый ролик Война Китая и Тайваня: какие последствия ждут Россию и Китай, китаевед Николай Вавилов Да-с, я столько не выпью, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments