obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Categories:

Катар. Ч.2

Амбиции и реалии Катара: взгляд из Западной Европы
http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/23-03-10c.htm


Страны Аравийского полуострова (1945-1949)
http://obsrvr.livejournal.com/48947.html
Страны Аравийского полуострова (1950-1960)
http://obsrvr.livejournal.com/50179.html

Дополнения
Распространение ваххабизма в Аравии подтолкнуло Великобританию и Османскую империю вновь вмешаться в политические дела Ближнего Востока и Катара, в том числе. В 1818—1820 годах Великобритания смогла утвердить своё постоянное присутствие в регионе. Во второй половине XIX века возникла серия междоусобных войн между правителями Катара и Бахрейна, чем в 1868 году воспользовалась Великобритания, вмешавшаяся в конфликт и навязавшая Катару неравноправный договор. В 1871 году Османская империя вновь завоёвывает Катар и устанавливает здесь режим, при котором правление осуществлялось турецким губернатором (пашой).

Пришедший к власти в [1878] году шейх Кассем бен Мухаммед Аль Тани объединил враждовавшие между собой племена, за что он стал считаться основателем княжества Катар. До конца своего правления (1913 год) он проводил относительно самостоятельную политику в отношении Турции.
В начале XX века опасность для Катара стало представлять ваххабисткое государство Неджд, угрозу вторжения которого в Катар удалось отразить только благодаря помощи Великобритании.

В июле 1913 Великобритания добилась отказа Османской империей от претензий на Катар. В 1914 Турция официально перестала претендовать на территорию Катара и уступила это право Великобритании, которая навязала Катару соглашение от 3 ноября 1916, по которому провозглашался британский протекторат над этой страной. Этот договор был обновлён в 1934 году. Великобритания имела не только военный контроль над Катаром, но и вела от лица страны международные переговоры, устанавливала внешние связи и извлекала выгоду от добычи губки и жемчуга.

Крупные нефтяные месторождения в стране были открыты в конце 30-х годов. Вообще добыча нефти в Катаре началась в 1940-м году, но она была прекращена в связи с войной. В 1935 году англо-франко-американо-голландская компания «Петролеум девелопмент оф Катар» получила концессию на разведку, разработку и добычу нефти в Катаре сроком на 75 лет, хотя сама добыча нефти этой компанией началась лишь в 1947 году, то есть после окончания Второй мировой войны. С 1952 года добычу нефти в стране осуществляла уже её дочерняя компания «Катар петролеум Компани». В 1960 году начинается освоение шельфовых нефтяных месторождений в Катаре английской компанией «Шелл – Ката», имевшей долгосрочную концессию в территориальных водах страны.

Некоторые элементы населения Катара выступали против власти британских колонизаторов и местных правящих кругов, осуществлявших достаточно жёсткую политику по отношению к жителям страны, и в 30-х гг. это вылилось в демонстрации протеста в крупных населенных пунктах и в восстания отдельных племён во внутренних районах Катара. Освободительное движение началось с новой силой после Второй мировой войны. Особенно значительными были акции в 1956 году в защиту Египта, когда англо-франко-израильские войска начали агрессию против этой страны, имевшей целью установить английское и французское господство над Арабским Востоком.
Преимущественно в акциях протеста принимали участие наиболее бедные городские слои, мелкие торговцы и ремесленники, беднейшая часть племён, а также иммигранты, прибывшие на нефтепромыслы. До 1952 года, когда официально было отменено рабство, в массовых выступлениях принимали участие и рабы.

В 1960 году по столице Катара прокатились массовые народные демонстрации, результатом которых стало смещение с руководящего поста Правителя Абдаллах ибн Касем Аль Тани, проводившего реакционную деспотическую политику. На его место встал шейх Ахмед бен Али Аль Тани.

Стремясь изменить сложившуюся ситуацию, Великобритания в 1961 передала треть района концессии принадлежавшей «Катар петролеум компани» Правителю страны — Шейху Ахмед Ат-Тани (1960—1971). В середине 1963 года состоялась очередная стачка рабочих и служащих, требовавших равенства перед законом всего населения, смещения иностранных представителей с правительственных постов, проведения аграрной реформы, демократизации власти. С 1964 в Катаре начала действовать подпольная Организация национальной борьбы, а в начале 1970-х годов в стране появились представители Народного фронта освобождения Омана и Арабского залива. В 1966 году в Катаре впервые создан профсоюз, объединивший интересы рабочих-нефтяников. Беря во внимание нарастающие с каждым годом темпы освободительного и демократического движений, правительство Катара начало осуществлять некоторые реформы, среди которых были меры по созданию систем здравоохранения, образования и др.

Ещё в 60-е гг. в стране начали возникать политические организации, выступившие за укрепление связей с другими странами Арабского Востока. Вскоре Катар стал выступать за арабскую солидарность и резко осудил израильскую агрессию 1967 года против арабских стран, выделив материальные и финансовые средства в фонд помощи жителям Палестины. А уже через год под влиянием Великобритании Катар вместе с Бахрейном и княжествами Договорного Омана попытались организовать Федерацию Арабских Эмиратов Залива. Однако переговоры между сторонами в 1968—1969 годах привели к серьёзным разногласиям между Катаром и современными ОАЭ.

2 апреля 1970 года Катар получает временную конституцию, а 29 мая 1970 года было сформировано первое правительство страны, состоявшее из десяти министров, семеро из которых являлись членами династии Аль-Тани. 1 сентября 1971 года Катар стал независимым государством, в связи с чем был заключён новый договор с Великобританией о дружбе, в котором говорилось о сохранении «традиционных связей» между двумя странами.

Первым Эмиром Катара стал Шейх Ахмед, правивший с 1971 по 1972 годы. Уже через год правления в феврале 1972 года в результате бескровного переворота власть над страной перешла к его двоюродному брату — Халифу бен Хамад Аль Тани, правившему до 1995 года.

В 1971 году была открыто гигантское нефтегазоконденсатное месторождение North с помощью нефтяной компании Shell. В 1974 году в стране начала осуществляться переработка нефти. В этом же году правительство страны создало государственную Генеральную нефтяную корпорацию, которая осуществляла добычу нефти и контролировала деятельность зарубежных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, работающих на территории Катара. В 1975 году весь капитал нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих фирм в Катаре был выкуплен правительством страны.

Первым Эмиром Катара стал Шейх Ахмед, правивший с 1971 по 1972 годы. Уже через год правления в феврале 1972 года в результате бескровного переворота власть над страной перешла к его двоюродному брату — Халифу бен Хамад Аль Тани, правившему до 1995 года.

В 1971 году была открыто гигантское нефтегазоконденсатное месторождение North с помощью нефтяной компании Shell. В 1974 году в стране начала осуществляться переработка нефти. В этом же году правительство страны создало государственную Генеральную нефтяную корпорацию, которая осуществляла добычу нефти и контролировала деятельность зарубежных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, работающих на территории Катара. В 1975 году весь капитал нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих фирм в Катаре был выкуплен правительством страны.

В результате очередного бескровного переворота, произошедшем в июне 1995, эмира Халифу сместил его сын Хамад бин Халифа аль-Тани. Новый правитель сохранил прежнюю политику в стране, но некоторые её составляющие были им преобразованы. В частности он увеличил штат Консультативного совета и организовал комиссию по созданию постоянной конституции. Через год в стране был учрежден пост премьер-министра, а в марте 1999-го года и апреле 2003-го года в Катаре проведены всенародные выборы в Центральный Муниципальный совет с совещательными функциями, который должен осуществлять деятельность по совершенствованию управления на региональном уровне.

В 2001 году Катар урегулировал территориальные споры с Бахрейном по морской границе. К тому же Катар совместно с Бахрейном и Саудовской Аравией пришли к единому решению по принадлежности острова Хавар, который по решению Международного суда в Гааге отошёл к Бахрейну. 29 апреля 2003 в Катаре был проведен референдум по принятию проекта постоянной конституции страны, в котором 96,6 % избирателей поддержали проект новой конституции. Согласно этой конституции, Катар стал абсолютной монархией. По конституции главой государства и правительства является эмир, который назначает членов Совета министров и Консультативного совета. Власть его ограничена лишь рамками шариата.
ru.wikipedia.org/wiki/История_Катара

In September 1992, tensions arose with Saudi Arabia when Saudi forces allegedly attacked a Qatari border post, resulting in two deaths. Since the event relations have improved. A joint commission has been set up to demarcate the border as agreed between the two governments. Most, but not all, of the border issues have now been resolved. In 2010, the Emir became the first Arab leader to tour South Lebanon and view the various projects it funded following the 2006 Lebanon War.
http://en.wikipedia.org/wiki/Foreign_relations_of_Qatar

Между Россией и Катаром не существует широкомасштабных отношений. Дипломатические отношения между Катаром и СССР были установлены в 1988 г., но они не получили какого-либо развития. Положение не изменилось и после распада СССР. Единственным исключением стали контакты между руководителями обеих государств, связанные с судом над двумя российскими гражданами. В феврале 2004 г. в Катаре был убит один из лидеров чеченских повстанцев Яндарбиев. Он был одним из кандидатов на президентских выборах в Чечне в 1997 г., но проиграл их. Затем его направили в арабские страны для сбора финансовых средств для чеченских сепаратистов. Он проживал на территории Катара. По обвинению в его убийстве были арестованы два гражданина России. Они отрицали свою причастность к убийству, но суд приговорил их к смертной казни. После телефонного звонка президента Путина эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифу Аль Тани, по личному указу эмира смертная казнь была заменена пожизненным заключением. По взаимной договоренности заключенные были переданы российской стороне.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/16-02-07b.htm


Sheikh Hamad with Russian president Vladimir Putin
http://en.wikipedia.org/wiki/Hamad_bin_Khalifa_Al_Thani

Катарский вариант ислама (как и в Саудовской Аравии) представлен ханбалитской правовой школой в той ее интерпретации, которая связана с воззрениями и деятельностью Мухаммеда Абдель Ваххаба, и отличается в этом отношении от тех мусульманских правовых школ, которые приняты в четырех других (кроме Катара и саудовского королевства) арабских странах Залива. По словам одного из ведущих катарских улемов, в недавнем прошлом декана факультета шариата Катарского университета шейха Абдель Хамида Аль-Ансари, «конечно, мусульманские ученые-правоведы по-разному высказываются в связи с вопросом об открытии церквей (использованное им множественное число арабского слова «каниса» – «канаис» в равной мере относится как к церквам, так и к синагогам. – Г.К.) в странах ислама». Однако, продолжает он, «ни Священный Коран, ни Благородная Сунна Пророка не запрещают создание церквей (канаис) в странах мусульман». Более того, подчеркнул он, «в нашей стране мы считаем необходимым разрешать открытие церквей, исходя из принципа свободы вероисповедания» (кстати говоря, гарантированной катарской конституцией).
http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/18-03-08.htm

Отвечая на вопрос о том, что омрачало отношения между двумя странами в последнее время и что удалось сделать для преодоления разногласий, шейх Хамад бен Джасем подчеркнул, что «необходимо глубоко исследовать причины разногласий» и что «позитивных моментов в отношениях между двумя странами больше, чем разногласий». Он добавил, что «необходимо опираться на позитивные моменты, развивать их и преодолевать предшествующий период».

Руководители Катара в своих заявлениях не уточняли, о каких разногласиях между Катаром и Саудовской Аравией идет речь. По всей вероятности, прежде всего эти разногласия касаются тех территориальных споров, которые были у двух стран в прошлом и которые стали причиной острого кризиса в их взаимоотношениях в 1992 г. Перестрелка в пограничном пункте Абу аль-Хфус могла бы перерасти в вооруженный конфликт, но вмешательство руководства Совета сотрудничества (ССАГЗ) предотвратило это.

Обе стороны не признавали законным территориальное размежевание, осуществленное в соответствии с заключенной в 1913 г. англо-турецкой конвенцией. В 1965 г. между двумя странами был подписан Меморандум о взаимопонимании и признании границ. Однако на район Абу аль-Хфус претендовали обе стороны, и этот спор оставался долгое время неразрешенным. Кроме того, и Саудовская Аравия, и Катар выдвигали претензии на остров Халфул. Катар также был недоволен соглашением о разграничении территорий между Саудовской Аравией и ОАЭ, заключенным в 1974 г., согласно которому Хур аль-Адайд, на который претендовал Катар, отошел Саудовской Аравии.

После обретения Катаром в 1971 г. независимости прошли прямые переговоры между этой страной и Саудовской Аравией, в результате чего в 1974 г. была начата демаркация границ между обоими государствами, которая, однако, так и не была завершена.

Для решения территориальной проблемы Катар предпринял ряд демаршей: он вывел с территории Кувейта воинские формирования, входившие в состав объединенных войск ССАГЗ «Щит полуострова», отказался от участия в фестивале молодежи государств этой региональной организации, проходившем в Бахрейне, он также бойкотировал совещание Совета министров ССАГЗ, созванного в ноябре 1992 г.

Тем не менее 3 декабря 1992 г. состоялась встреча министра иностранных дел Катара с тогдашним королем Саудовской Аравии Фахдом. Саудовский король заявил о стремлении своей страны укрепить единство ССАГЗ и решить все спорные проблемы мирным путем, учитывающим интересы всех сторон. Несмотря на эти заверения, Катар пригрозил не посылать своих представителей на совещание в верхах государств — членов Совета сотрудничества, которое должно было начаться 21 декабря 1992 г. в Абу-Даби. Проблема была разрешена при посредничестве президента Египта Х. Мубарака, который 20 декабря того же года встретился с представителями Катара и Саудовской Аравии в Джидде. В ходе этого совещания стороны пришли к взаимному признанию соглашения 1965 г., в которое были внесены некоторые изменения, расширившие катарскую территорию, что позволило удовлетворить некоторые ее требования. Однако окончательно проблема не была решена. Только в 1999 г. наконец-то была демаркирована граница между Саудовской Аравией и Катаром.

Кроме того, Саудовская Аравия неоднократно выражала недовольство по поводу тех материалов критического по отношению к политике руководителей ССАГЗ характера, которые появлялись на экранах телевизионной компании «Аль-Джазира», созданной на территории Катара при финансовой поддержке со стороны эмира этой страны.

Еще одним поводом для недовольства Саудовской Аравии было развитие отношений между Катаром и Израилем. Во время визита наследного принца Саудовской Аравии Султана бен Абдель Азиза в Катар эта тема была затронута в ходе двусторонних переговоров. Премьер-министр Катара подчеркнул, что «торговое представительство Израиля в Катаре было открыто после соглашения в Мадриде, когда начался активный процесс мирного урегулирования». Он также добавил, что «Катар не заключал с Израилем соглашений, которые бы противоречили общей политике стран Залива». Касаясь вопроса о просьбе Израиля относительно поставок катарского газа, шейх Хамд бен Джасем заявил, что «такие переговоры проводились, но все, что делает Катар, направлено на развитие мирного процесса (арабо-израильского и палестино-израильского)».
В отношении Саудовской Аравии и Катара к Ирану также проскальзывают некоторые разногласия. Катар, как некоторые другие малые страны — члены ССАГЗ, склонен не обострять отношений со своим могущественным соседом и искать пути для взаимного сближения, тогда как Саудовская Аравия рассматривает Иран прежде всего как своего соперника за влияние в регионе.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/18-03-08a.htm

2009 г.
Геополитические позиции Катара в регионе и в мире основываются на доверительных и союзнических отношениях с США, свидетельством чему является завершение строительства крупнейшей в Заливе военно-воздушной базы США в декабре 2002 г.
Кроме того, в эмирате также размещен штаб Объединенного центрального командования ВС США (СЕНТКОМ), на создание которого ушло более 1 млрд долл. Становится понятно, что своим присутствием американцы обеспечивают «зонтик безопасности», и де-факто Катар находится под протекторатом США.
Примечательно, что несмотря на американскую защиту, внешняя политика Катара характеризуется максимальной сбалансированностью. В эмирате объективно пересечены интересы многих других промышленно развитых государств, активно осваивающих углеводородные ресурсы страны.
Развивая сбалансированные отношения со многими «игроками» и привлекая западные и другие иностранные компании в свою экономику, Катар превращается тем самым в своеобразного «друга» всего цивилизованного мира и решает наиболее актуальные проблемы региональной безопасности, перекладывая их частично на плечи своих политических и экономических партнеров.

В то же время реальные и насущные проблемы у Катара возникали со своими арабскими соседями, многие из которых не сразу поддержали приход к власти нового эмира в результате ненасильственного переворота в 1995 г.
Так, уже длительное время отношения между Катаром и Саудовской Аравией характеризуются как напряженные. Эр-Рияд не раз срывал крупные региональные экономические проекты, инициированные Дохой (строительство газопровода Катар-Кувейт, возведение дамбы Катар-ОАЭ).
Из-за разногласий между Катаром и Саудовской Аравией в 2005 г. было распущено 20-тыс. совместное воинское подразделение «Щит полуострова», призванное решать задачи обеспечения региональной безопасности.

С другими монархиями Персидского залива Катар старается поддерживать сбалансированные отношения в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), внутри которого запущены совместные оборонные и экономические инициативы, одна из которых предусматривает создание валютного совета к концу 2009 г. Саудовская Аравия,Бахрейн, Кувейт и Катар вплотную приблизились к реализации подобной идеи. В июне 2009 г. в Эр-Рияде было подписано соглашение о введении в этих странах единой валюты. Эксперты верят в перспективность новой денежной единицы, которая может потеснить в золотовалютных резервах других стран традиционные доллары и евро.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/04-08-09.htm

Стоит напомнить, что в 2003 г. страны-члены ССАГПЗ образовали единое таможенное пространство.
На региональной и межарабской аренах Катар выступает последовательным сторонником демократизации и либерализации общественно-политической жизни.
При этом эмир Катара не раз выступал с «обличительными» речами в адрес руководства арабских стран, обвиняя их в коррупции и непотизме. Одним из инструментов межарабской политики Катара является спутниковый телеканал «Аль-Джазира», который претендует на всестороннее и прозрачное освещение аспектов общественно-политической ситуации в арабо-мусульманском мире.

Такого рода внешнеполитическое позиционирование Катара ведет к обострению его отношений не только с ближайшими соседями, но и с большинством арабских стран, которые обвиняют Доху в тенденциозности, двойных стандартах и выполнении политических заказов, поступающих из Вашингтона. В этом, пожалуй, есть доля правды. Ведь свобода слова на телеканале «Аль-Джазира» и вообще в катарских СМИ не такая уж и неограниченная: все, что касается внутренних проблем Катара – «табу» для журналистов.

На протяжении последних нескольких лет экономика Катара стремительно развивается и уже превратилась в одну из самых динамично растущих в мире.В номинальных ценах увеличение ВВП Катара фиксируется в двузначных цифрах – в среднем 18-20% в год, начиная с 1999 г. За период 1999-2006 гг. экономика эмирата увеличилась в 3 раза.
В 2007 г. катарский ВВП увеличился на 17%.

Основным источником экономического роста Катара, как и других государств Залива, является нефтегазовая отрасль (60% ВВП), производство в которой до ценовых скачков на «черное золото» в 2008 г. и наступления мирового финансового кризиса увеличивалось в денежном выражении, благодаря благоприятной конъюнктуре нефтяных цен.

Так, в 2005 г. нефтегазовый сектор катарской экономики продемонстрировал рост в 46%, в то время как все остальные отрасли увеличили свое производство на 18%. В 2006 г. эти показатели уже составили 29% и 23% соответственно, а в 2007 – соответственно 14 и 20%. В то же время стремительный экономический рост Катара сопровождался ускорением инфляции. В 2005 г. ее уровень составил 8.5% (наивысший показатель с 1981 г.), а в 2006 г. - достиг 10.5%. В качестве причин ускорения роста внутренних цен экспертами называются мировое падение курса доллара, к которому привязан катарский риал, а также «бум» на рынке недвижимости.
Следует заметить, что высокие поступления от нефтегазового экспорта позволяют поддерживать на стабильно высоком уровне валютно-кредитные позиции. Официальные валютные резервы Катара составляют 2.8 млрд долл., хотя, по экспертным оценкам, иностранные авуары Катара достигают 25 млрд долл. Внешний долг Катара равен 18 млрд. долл.

Крупнейшими инвестиционными проектами в газовой отрасли являются строительство газопровода в ОАЭ, а также планы провести отдельную газовую трубу в Кувейт, Бахрейн и Пакистан.
Кроме того, Доха заключила контракты с иностранными компаниями (Oryx, Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron) на создание совместных предприятий по производству сжиженного газа, а также синтетических видов топлива на основе природного газа.
В настоящее время, однако, руководство страны взяло «паузу» на запуск новых инвестиционных проектов в газовой сфере.

Очевидно, что пока Катар находится под «крышей» почти 10 тыс. американских военных, многочисленные геополитические вызовы в его адрес будут активно тиражироваться в СМИ в виде различных «страшилок и призраков», но вряд ли они способны затрагивать напрямую основы эмирата. В то же время складывающая в регионе геополитическая конъюнктура достаточно непредсказуема и обстановка вокруг эмирата во многом будет зависеть от того, насколько сбалансированной будет его внешняя политика в отношении ближайших соседей с тем, чтобы не позволить исходящим от них опасностям трансформироваться в прямые угрозы, затрагивающие внутреннюю стабильность Катара. Катар выгодно позиционируется на геополитической арене, пропагандируя лозунги «политической свободы и преобразований» в арабском мире как на официальном уровне, так и через рупор «Аль-Джазиры». Это позволяет руководству эмирата время от времени «выпускать пар» со стороны радикально настроенной части катарского общества, а также умело переключать внимание общественности в нужном направлении, тем самым как бы трансформируя свои внутриполитические проблемы в область межарабских отношений.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/04-08-09.htm

Египет-Судан-Катар, и не только...
Итак, расстановка сил. Катар стремительно ворвался на «суданское поле» после долгих и безуспешных попыток Ливии и АРЕ «принести мир». Катар (по территории равной Московской области без Москвы) начал так стремительно набирать очки в этой гонке, что впору было задуматься о феномене. Доха, не обладая разведывательными и военными ресурсами египтян и ливийцев, сумели в очень короткие сроки понять суть проблемы и усадить за стол переговоров лидера основной разрушительной для мирного процесса группы Исмаила Халиля, и уже вроде бы договорились и сдругим дарфурским лидером Абдулвахидом Нуром. По нашему мнению, если бы не абсолютно несвоевременное решение Международного уголовного суда о выдаче ордера на арест суданского президента Омара аль-Башира (если понятие «своевременность» вообще применимо к юриспруденции), то общий мирный договор между суданским правительством и партизанами уже был бы подписан. В чем суть подхода катарцев? Предельно просто: деньги.

Что не хватает партизанам? Денег. Как говорили в известном фильме: «их есть у меня», извольте. Но это далеко не все. У ливийцев тоже есть деньги. И здесь в пользу катарцев сыграл, прежде всего «их статус». То есть фактически его полное отсутствие. Чтобы усадить партизан за стол переговоров нужно кроме денег совсем немного: поддержка этого процесса Францией. Ибо ключ к проблеме - это поддержка дарфурских партизан Чадом, а Чадом руководят люди, очень тесно связанные с Парижем. Так почему Париж пошел на решительные меры по «принуждению к миру» (пусть и негласные), чего не делал ранее. Можно предположить два варианта, которые дополняют один другой. Франции нужен единый Судан и спокойствие в Чаде (т.е. отказ Судана от поддержки оппозиционных нынешнему президенту чадских группировок). Франция ни в коей мере не намерена отдавать «пальму первенства» в таком глобальном решении как Дарфур ни Ливии, ни Египту. В каждом отдельном случае по своим причинам, главная из которых нежелание их регионального усиления. А здесь маленький Катар, который нигде Парижу на мозоль не наступал. Плюс (и очень весомый) – преференции в газовом секторе Катара, крупнейшего (после России) экспортера. Вот так и рождается схема «мирного урегулирования» в Дарфуре. Очень изящно, и все «при своих». Кроме Египта и Ливии. Последняя еще сделала конвульсивную попытку догнать лидера, воспользовавшись при этом своими финансовыми и разведывательными ресурсами, и усадила за стол переговоров вдогонку к Исмаилу Халилю еще пять мелких партизанских лидеров. Но основным «держателем акций в мирном процессе» все-таки на сегодняшний день остается Катар. Доха наращивает усилия и привлекает на свою сторону всех, в том числе и Россию, которая приглашена участвовать во всех мероприятиях по обсуждению и подписанию соглашений по Дарфуру. Здесь как в авиационных альянсах: чем больше компаний, тем лучше. А к союзу с Россией есть и еще один весомый аргумент – «создание газового картеля».

Все это сильно раздражает Каир. Раздражает настолько, что даже на сессию ЛАГ в Доху для обсуждения решения МУС по О. аль-Баширу и принятия «гневной резолюции» президент АРЕ Х.Мубарак не приехал. Не приехал, потому что проиграл. Проигрыш этот окончательно оформился, когда О. аль-Башир после выдачи ордера МУС на его арест, решительно отказался от идеи египтян по проведению под их эгидой «международной конференции» по этому вопросу.

При этом нельзя сказать, что в Каире не понимают суть «суданской проблемы». Здесь очень пренебрежительно относятся к посредническим усилиям Катара, обвиняя их в «элементарном подкупе разных групп повстанцев» и уходе от сути проблем. Суть проблемы, по оценке египтян, это нормализация отношений Чада и Судана на глобальном уровне. В Каире так и не поняли, что если все основные дарфурские лидеры вдруг сразу решили «подкупится», то это и есть основной прорыв в судано-чадских отношениях. Вернее, в судано-французских.

Конечно, не все так однозначно гладко и у катарцев. На последней сессии ЛАГ в Дохе О.аль-Башир громогласно заявил, что «его предали». Попробуем предположить следующее. О.аль-Башир, присоединившись к «катарской инициативе», видимо получил от Дохи (читай, от Парижа) твердые заверения о том, что решение МУС не состоится. Суданский лидер, в силу своего восточного менталитета, даже не может себе представить, что прокурор МУС Луис Морено-Окампо ведет независимую политику, а не слепо выполняет указания из Вашингтона или Парижа. Это совсем не так. Вернее почти не так. Какие-то рычаги давления на МУС в активе ЕС и США все-таки есть, если не на самого Л.Морено-Окампо, который «закусил удила», то на коллегию судей точно. И доказательством этому является факт того, что из заключительного обвинительного документа исчезло упоминание «геноцида», что усугубило бы ситуацию в отношении Судана многократно. В том, что этого не случилось, думается, большая «заслуга» Франции и США. Более того, Совет Европы тоже не намерен сильно акцентировать свое внимание на суданской проблематике сейчас. Все это вкупе видимо говорит о том, что о «предательстве» говорить пока рано. Единственный момент, который может изменить ситуацию – это гуманитарная катастрофа в Дарфуре, если она состоится. Высылка из Судана ряда гуманитарных организаций серьезно встревожила европейцев. Это пожалуй для них сейчас основная проблема, и в случае ухудшения ситуации, позиция ЕС несомненно трансформируется в более жесткую.

Но вернемся к Египту. Провал их посреднических усилий в Судане второй за последнее время. Вспомним их фиаско в деле примирения ХАМАС и ФАТХ. Представляется, что это очень серьезный и болезненный сигнал для Каира. Что-то не срабатывает на самом верху и здесь есть повод поговорить о двух вытекающих друг из друга вещах.

Первое. Проблема смены поколений руководителей АРЕ. В настоящее время в руководстве сплошь и рядом сидят люди, которым по возрасту и менталитету давно пора быть в лучшем случае «советниками». Новой генерации египетских политиков не видно, Гамаль Мубарак пока себя никак не проявил. Автор считает, что придать политике АРЕ новый импульс могут только молодые политики, свободные от бремени воспоминаний «Египта времен Насера» и принимающие сложившуюся расстановку сил. То есть меньше амбиций, больше практицизма. Из этого вытекает второй момент: исламизация страны, которая идет гигантскими темпами и является оборотной стороной медали усиления влияния «братьев-мусульман». Последние являются вполне законной конституционной силой и заседают в парламенте. Обилие войск на улицах сегодняшнего Каира зашкаливает, что наталкивает на серьезные размышления об уверенности руководителей государства в завтрашнем дне.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/12-04-09a.htm


Почему Катар поссорился с ХАМАСом?
http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/06-10-11c.htm
Международное сотрудничество как неотъемлемая часть в системе национальной безопасности Государства Катар
http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/11-02-11.htm

Анализ и перспективы развития газовой отрасли экономики Катара
http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/22-04-09.htm
Катар: газовая политика и сотрудничество с Россией
http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/07-04-10b.htm

Аль-Джазира — международная арабоязычная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара. Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бин Ладена в эфире телеканала.

Итак, правильная постановка вопроса звучит так - кто стоит за Катаром?
США - давний друг Саудии, еще с тех времен, когда у них не было нефти и ее еще искали.
Но союзник более республиканцев-нефтедобытчиков, которые консервировали социальные структуры.
Катар - весьма, вероятно, паевой проект британцев и американских демократов-финансистов.

И ведь интересно, эмир пришел к власти в 1995 г., в 1996 г. изваял ТВ-канал, но стал известен он всего через 5 лет, потом "затишье" примерно до 2008 г. И вообще как замечено - стиль действий Катара - чисто британский - "тихая гавань" для оппозиционеров из других стран, финансовое проникновение с минимумом военного вмешательства

Особенно умилили пассаж из статьи про Судан: "Доха, не обладая разведывательными и военными ресурсами египтян и ливийцев, сумели в очень короткие сроки понять суть проблемы и усадить за стол переговоров лидера основной разрушительной для мирного процесса группы Исмаила Халиля, и уже вроде бы договорились и сдругим дарфурским лидером Абдулвахидом Нуром". Вот такие креативщики-самородки - взяли и ТВ-канал соорудили, взяли и в Судане помирили, взяли и Каддафи свалили. Очень уж напоминает СССР-1930-х...

Стиль действий Катара все более напоминает то, о чем уже давно талдычит Бжезинский - "перемены в авторитарных странах". Собственно и резкое нарастание активности Катара - это только с 2008 г., время когда "уходили" Буша и вели к власти миротворца Обаму.



Sheikh Hamad at the Metropolitan Museum (New York). From left to right: The second wife of the emir, Sheikha Mozah, U.S. First Lady Michelle Obama, the Emir, and U.S. President Barack Obama.
http://en.wikipedia.org/wiki/Hamad_bin_Khalifa_Al_Thani

Кстати, в Катаре "очень вовремя провели кадровую ротацию"
Khalifa bin Hamad Al Thani (born 1932), правил 22 February 1972 – 27 June 1995
http://en.wikipedia.org/wiki/Khalifa_bin_Hamad_Al_Thani

Т.е. "ушли старичка" всего в 63 года, и сынок как раз был готов и зрел
Hamad bin Khalifa Al Thani (born on 1 January 1952)
В 1971 г. будущий Эмир Катара закончил Королевскую военную академию в Сандхёрсте(Великобритания). С середины 80 гг. Хамад стал Председателем государственного планового комитета Катара, который отвечал за развитие экономики страны. С 1992 г. отец передаёт Хамаду всё больше властных полномочий в управлении Катаром, включая власть над развитием нефтегазового комплекса страны. В 1995 г. при поддержке других членов семьи, пока отец находился в зарубежной командировке в Швейцарии, Хамад становится верховным главой государства Катар. Отец с 1995 по 2004 г. проживал в изгнании во Франции и вернулся на родину лишь в 2004 г.
http://en.wikipedia.org/wiki/Hamad_bin_Khalifa_Al_Thani
Не то что саудиты, у них 78-летний принц Наиф назначен наследным принцем Королевства Саудовская Аравия

P.S. Кстати, во френд-ленте почти нет главной новости дня:
Участники протестного движения "Оккупируй" блокировали работу порта в г.Окленде (штат Калифорния, США), сообщает Associated Press. Сообщается, что на портовую территорию прорвались несколько тысяч участников движения. Во избежание обострения конфликта с захватчиками и обеспечения безопасности работ руководство пятого по загруженности морского порта США приняло решение остановить все работы.
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20111103093920.shtml

Это вполне в духе Сороса-Обамы-Бжезинского по переформатированию власти...
Tags: Ближний Восток, Катар, геополитика, история, конспирология, мировая война, политика, фото, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment