obsrvr (obsrvr) wrote,
obsrvr
obsrvr

Читая "Нация как будущее". Замечание 2

Читая "Нация как будущее"
Замечание2
О нации и других формах этнического единства.


Понятие нации было определено мной ранее как «форма этнического единства, возникающая при господстве товарно-денежных отношений (ТДО)». Отмечу, что соответственно в значительной мере обезличенным товарно-денежным отношениям возникает и обезличенное отношение к человеку. К деньгам при господстве ТДО отношение простое, чисто функциональное – они обеспечивают определенную потребность, а их происхождение неважно, так и отношение к человеку – он обеспечивает определенную функцию, а его происхождение неважно, неважно, даже что он собой представляет за пределами своей функции. Крайний пример господства ТДО – наркоторговля, для которой неважно откуда берутся деньги.

Напротив «ненация» - «форма этнического единства, возникающая при подчиненной роли товарно-денежных отношений (ТДО)». «Ненацию» для простоты можно определить как народность. Можно, конечно, заявить, что деньги изобретены довольно давно, с появлением разделения труда, и всегда играли значительную роль: «люди гибнут за металл». Но все-таки отличия по отношению к деньгам, их происхождению и даваемым им выгодам были совершенно разные. Для пояснения рассмотрим один яркий пример «из жизни нации».

История такова.
Простой деревенский мальчик выделялся активностью среди сверстников и помогал отцу на жатве. За это был отличен, а затем и послан учиться в столицу в самый главный ВУЗ. Затем вследствие того, что мужчин было мало (последствие войны), а тем более образованных, его стали стремительно продвигать по карьерной лестнице вплоть до главы государства. Достигнув высшего поста в государстве за несколько лет полностью разваливает управляемую страну. Но сумел-таки остаться жить и даже быть торговым зазывалой. После гибели страны заявлял не скрывая, что всегда обманывал всех, говоря одно, а думая о другом.

В приведенном описании буквально все говорит о «сказке ставшей былью». А теперь смотрим по порядку в сравнении с обществом, где нет нации, а есть народность, которую составляют сословия с различными правами.

1. Деревенский мальчик, семья лично свободная, но не дворяне. Максимальный уровень продвижения – министр, но если учесть реальные возможности мальчика – вырос бы не выше торгового зазывалы, поскольку глуповат.

2. Хорошее участие деревенского подростка в жатве и даже активность среди сверстников – не повод, чтобы его отличали в общественном плане, а тем более посылали учиться куда-либо дальше церковно-приходской школы или коммерческого училища – и еще вопрос - только если семья потянет такие траты.

3. Поступление в лучший ВУЗ страны (при известном всем, правда, апостериори уровне) – несбыточная реальность, но необходимость в преданных кадрах перевешивает недалекость соискателя. И к тому же «у нас открыты все пути для всех». В сословном обществе это не так. Есть уровень, на который «выскочка не сможет проникнуть». Даже в Британии XIX века – «три поколения делают из человека джентльмена», только в третьем поколении можно стать премьер-министром, если дед у тебя был богатый пивовар, а отец сумел удачно жениться на дочери обедневшего дворянина.

4. Продвижение по карьерной лестнице могло быть крайне слабым. Но культ молодости (и широкая улыбка), а не ума и результатов заставляют забывать о пустоте внутреннего содержания. Карьера молодого выскочки в сословном обществе могла оборваться довольно рано, поскольку были бы и более родовитые соискатели.

5. Совершенно фантастическая удача – более старшее поколение сильно прорежено на войне, а более молодые - менее многочисленны вследствие демографической ямы, возникшей во время войны. Реальная конкуренция на места во власти несколько понижена. В сословном обществе подождали бы пока подрастут нобили, а потом заполнили бы ими вакансии. Но тут вступает в действие индустриализм – даешь больше, быстрее, «все во имя человека, все для блага человека», «сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня». Только в крайне материалистичном обществе на первый план ставят служению «благу человека». В других обществах, это совсем не причина делать какие-либо «сверхусилия». Итак, карьере рассматриваемого мальчика очень способствует этакий «прометеев порыв» общества, освободившегося от «оков прошлого», а также от благоразумия, неспешности и осмотрительности.

6. Другая фантастическая удача – открываются новые месторождения горючих полезных ископаемых, появляется новая техника, при этом 70% населения страны моложе 30 лет. Появляется необходимость в массовом порядке осваивать новые возможности. Громада появляющихся богатств кружит голову, и кажется, что еще немного и «богатства польются полным потоком и станет возможным вековая мечта человечества – от каждого по способностям, каждому – по потребностям». Все это называется «хилиазм» - желание построить на земле “царство божие”. Чем это кончается известно из истории или из Библии. Но мальчик не читал Библию, а из истории знает только про «революционеров-демократов». Мальчик не знает, например, из Библии о взлетах и падениях царств, не понимает, что подъем не может длиться вечно. При этом мальчик думает, что поражения революционеров объясняются «невежеством масс», а не тем, что указанные революционеры доводили «массы» до такого состояния, при котором дореволюционная жизнь казалась раем (Мюнстерская коммуна, террор Французской революции).

7. Но вот поток богатств постепенно иссякает, растекаясь ручейками в карманы населения. При этом все хотят больше и больше, не отстают и желания нашего мальчика. Но вот изменились внешние обстоятельства. Надо больше тратить и рост благосостояния не такой заметный. Ничего страшного для сословного общества, будут больше брать с податных сословий. Но в условиях равенства и обещания бесконечного роста указанная заминка становится почти катастрофой. Начинаются метания, начинается заискивание перед врагом, чтобы снизить расходы на оборону, чтобы больше пошло «на благо человека».

8. Дальше идет совершенный маразм, невозможный ни в каком сословном обществе, где дворянство гордится своими предками, ведет «бархатные книги» и помнит, сколько предков предпочли смерть бесчестью. Происходит сдача страны врагу, с отпадением территорий и возникновением по окраинам кольца враждебных государств. Что же делает славное воинство, которое было обязано защищать державу? А ничего – ждет себе зарплату в положенные дни. Но зарплата как назло уменьшается. И что же делает воинство? Оно потихоньку начинает расползаться, поскольку «рыба ищет где глубже…», совершенно забывая о том, что у них есть оружие, и «корпоративная солидарность», я уже даже не говорю о странном слове «присяга» (В конце ноября 1991 года в кремлевском Дворце съездов состоялось Всеармейское совещание офицеров - крайне печальное было зрелище - армия болтала, а не действовала, хотя потенциально могла удержать единство страны). Небольшая ремарка - аналогичное в истории России уже было совсем недавно – в 1917 г., при этом формирование русской нации как таковой началось примерно с 1855-1861 гг., а 1878 г. – оправдательный приговор Вере Засулич стал явственной манифестацией новой наций.
Tags: нации, рецензии, социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments